Вначале о страшилках
Будете пилить тупой бензопилой, получите три отрицательных фактора:
- Снизите КПД Вашего процесса. Например, вместо двух кубов, напилите один (за то же время);
- Подвергнете интенсивному износу механизм, с риском разрушения ведущей звёздочки и шины;
- Получите повышенный расход топлива;
Есть ещё четвёртый, возможно не столь значимый фактор – «рваный» срез спила.
И конечно, больше устанете, будете (возможно) злиться на самого себя, типа «чего мне дураку, не наточить заранее, теперь мучайся…»
Вот вам тест-вопрос (фото справа). Догадайтесь, какая стружка «вышла» из-под острой и тупой цепи? (ответ будет ниже).
Как понять, что цепь затупилась
Симптомы:
- Повышенные физические усилия;
- Провисание (растягивание) цепи;
- Вибрация и «подтормаживающее» прохождение распила;
- Неточность распила и изменение вида опилок (они становятся неровными с острыми «игольчатыми» краями, мелкими и пыльными). Это уже ответ на тест.
«По мнению экспертов и по моему тоже: хорошо заточенные зубья, важнее мощности движка.»
Почему тупится? Причины, в общем, известны, но назову основные:
- Интенсивная или объёмная работа;
- Случайное соприкосновение с камнем, землёй, твёрдыми сучками и т.п.;
- Неумелое обращение (широкое понятие).
О зубьях бензопилы
Зубья бензопилы имеют специфическую геометрию. Надо понимать и знать, какая их часть подлежит заточке. Вообще «логика» среза древесины напоминает рубанок.
Режущая поверхность состоит из двух кромок. Одна боковая, другая — немного скошенная. Ограничительный элемент глубины пропила регулирует габарит стружки в толщине. Рассмотрим подробнее. Элементы режуще-рабочего звена устроены так:
- Основание с отверстиями под ось;
- Лопатка зуба;
- Ограничитель глубины пропила;
- Торцевая грань лезвия (размещение – по вертикали);
- Верхняя грань лезвия (размещение – горизонтально);
Заточенная кромка Затупленная После прикосновения с грунтом
После заточки, высота ограничителя и угол заточенных рабочих кромок, не должны сильно отличаться от параметров заданных производителем. Это важное условие и за ним нужен «глаз да глаз». Иначе, пила не будет работать, как положено.
Нельзя чрезмерно стачивать или менять расположение звеньев. От идентичности их расположения зависит нормальная работа инструмента. В противном случае, вероятны повышенные нагрузки на корпус, шину и двигатель. Срез может получаться кривым. Также есть небольшая вероятность разрыва цепи.
Возможные способы и методы заточки цепи
Работаем напильником
Лучшее решение – это простые «прибамбасы» для точильных работ. В этот набор входит круглый и плоский напильник, особые державки, шаблон-калибр, крючок для удаления стружки и пр. Конструктивно, «приспособы» могут отличаться, но функционал имеет общую логику.
Диаметр круглого напильника напрямую зависит от размера цепи:
- — Цепи с ø 1,3 – требуют напильник ø 4 мм (применяется гораздо чаще);
- — Цепи с ø 1,6 – требуют напильник ø 5,2 мм;
- — Для заточки ограничителя глубины, используют плоский напильник.
Процесс заточки
- Предварительно «включив» цепной тормоз, крепко зажмите шину бензопилы в тиски (крепко зажатая пила – залог успешной заточки)
- Установите шаблон так, чтобы «стрелка» была направлена к «носу» шины. Обязательно пометьте (можно мелом) тот зуб, с которого начали заточку, иначе можете пойти по второму кругу;
- Выполняйте заточку в сторону, указанную стрелками. Помните, на каждом зубе цепи имеется специальная заводская насечка. Она указывает максимальный угол заточки.
- Кроме режущего зуба, на каждом звене имеются ограничители. Их заточка проводится по мере надобности. Это необходимо в том случае, когда в результате заточек снижается высота зуба, и появляются проблемы в работе бензопилы. Как правило, ограничитель подтачивают через 2-3 заточки зубьев;
«Если навыков в заточке нет, лучше начинать с недорогих цепей».
Рекомендации:
- Напильник не должен заходить за верхнюю часть режущей кромки, более чем на 1/5 рабочей части напильника. Нажим проводится с одинаковым усилием;
- Движение точильного инструмента выполняется в одну сторону «от себя», причём кол-во движений для каждого зуба должно быть равным;
- Для заточки вертикальной плоскости, положение напильника должно быть под прямым углом;
- Для заточки горизонтальной плоскости, положение напильника, под углом 20-30°
- Если есть зубья разной высоты, ориентир – самый маленький.
Достоинства: Возможность «зарядить пилу» в полевых условиях. При этом дёшево.
Недостатки: Занимает время и силу. При этом быстро «убивает» напильник. Кстати, о напильниках: лучше заплатить немного больше и взять еачественный товар, чем приобрести за 40-50 рублей и выбросить его после первой же заточки (проверено на практике). И ещё, если цепь так «хорошо пропахала» почву, что её режущая кромка изменила первоначальную форму, точить напильником – трудно и совсем не быстро.
Точим болгаркой
Профессионалы считают данную работу, первобытной. Есть риск повреждения шины, и не только...
Процесс (с виду легко, но на самом деле — сложно)
- Цепь также остаётся на шине;
- Крепим на болгарку отрезной диск по металлу толщиной 1,5-2 мм. Желательно брать не новый, то есть, с подработанной кромкой;
- Перед цепью и шиной ставим преграду (щепка сойдёт);
- Проводим заточку под нужным углом;
- По завершении работы, цепь надо, как следует, подтянуть.
При профессиональном подходе и «набитой руке», количество заточек может в данном случае быть более 7.
«Новичку, лучше не «экспериментировать» с пилой, цепью и... своими частями тела!»
Достоинства метода: Быстро, дёшево и не отнимает силы;
Недостатки: Нужны особые навыки, твёрдая рука и умение соблюдать технику безопасности.
Электрические заточные станки
Они оснащены специальными функциями настройки, помогающими расположить цепь под определённым углом. При этом, возможно точно и аккуратно подвести диск к зубьям цепи. Есть станки, оборудованные автоматическими тисками. Они включаются при подводе диска к затачиваемой кромке. Удобство и функциональность, конечно высокая. Можно найти модели и по «подъёмным» ценам.
В заключение темы – некоторые советы экспертов:
- Перед началом работы – обкатайте цепь. Для этого, прогоните цепь на невысоких оборотах ≈ 1 минуту. За этот период, смазка попадёт на каждую нужную деталь, а цепь и звёздочка прогреются и «притрутся» друг к другу. Если надо, отрегулируйте натяжение (после остывания цепи);
- Постоянно смотрите за цепью. Она должна быть хорошо натянутой. Особо важно, когда в процессе работы, пилу наклоняют набок. Помните: цепь с плохим натяжением травмоопасна;
- Своевременно точите. По возможности применяйте электрический станок. Это быстрее, легче, но и накладней;
- Не стоит забывать о регулярной смазке пильной цепи, а следовательно, и всей шины. При недостатке смазки или применении несоответствующего смазочного материала, цепь может слететь с носка шины (а скорость её разгона достигает ≈ 100 км/ч);
- Никогда не пользуйтесь отработанным автомобильным маслом. Только качественное специализированное или на крайний случай — чистый «автол».
- Контролируйте глубину пропила, в части регулировки и заправки. Проверяйте это после 3-4 заточек.
Подписывайтесь на канал и смотрите другие мои публикации
Также рекомендую посетить канал о заворовавшемся председателе СНТ