Народная артистка СССР Лидия Николаевна Смирнова. Единственная кинозвезда из великой когорты первых советских кинозвезд ,засиявших в середине 30-х - начале 40-х годов, которая была востребована и в эпоху Большого стиля, и в оттепель, и в 60-70 е годы, а свою последнюю роль сыграла в 2005 году в фильме "Наследницы-2",когда ей было 90 лет \или 92,по словам самой Смирновой она уменьшила дату своего официального рождения на 2 года,с 1913 на 1915\. Сошли Орлова, Ладынина, Серова, Целиковская, а Смирнова снималась и снималась. И в главных ролях и во второстепенных. Только со своим давним партнером Николаем Крючковым она 8 раз сыграла его кинематографическую супругу.
Своей лучшей ролью она считала роль Нонны Павловны в короткометражном художественном фильме режиссера Константина Воинова "Сестры" , снятом в 1956 г. по рассказу Павла Нилина "Жучка" для Центрального телевидения. Через некоторое время фильм был выпущен и на большой экран.И название его изменили на "Две жизни". Именно эта роль и встреча с Константином Воиновым, который потом снимал ее почти во всех своих картинах - "Женитьба Бальзаминова","Дядюшкин сон","Дача" и др., позволила Смирновой отойти от закрепившегося за ней амплуа "голубой героини" и раскрыть свой талант острохарактерной актрисы - одна только крохотная роль врача в "Посторонним вход воспрещен" чего стоит. И этот фильм также положил начало 37-ми летнему роману с режиссером, вплоть до смерти Воинова.
Съемкам этого фильма предшествовали довольно курьёзные с позиций нынешнего времени обстоятельства - в 1956 г. Смирнова решила поехать укреплять сельское хозяйство. Тогда по партийному призыву бывшие крупные военные,хозяйственники направлялись на село директорами совхозов и колхозов для укрепления их руководства.Вот и Смирнова, имеющая опыт депутатской и партийной работы, сыгравшая в кино двух председателей колхоза, решила,что сможет поехать, стать председателем отстающего колхоза и поднять его. Она даже стала посещать без отрыва от основного места работы соответствующие курсы,обучающих будущих руководителей сельского хозяйства. А надо отметить,что по первому своему образованию она была экономист.
Но тут режиссер Константин Воинов решает уйти с должности главного режиссера Московского облдрамтеатра в г. Ногинске и перейти в кино. Он предлагает Смирновой сыграть главную роль в своем первом кинофильме "Две жизни". Смирнова, прочитав рассказ Нилина, поняла - это то , что она ждала всю жизнь. И мечта стать председателем колхоза испаряется сама собой.
Начинается фильм с приезда на небольшую станцию пассажирского поезда. Единственным пассажиром, сошедшим с поезда, была эффектная, в самом соку , женщина послебальзаковского возраста. И зовут ее Нонна Павловна или Анастасия Пантелеймоновна Самокурова, так она называлась, пока в Москве ее любовник артист Аркадий Муар не предложил сменить это ее настоящее имя, на более модное Нонна. Кстати, Нонна - это сокращенное от Ноябрина. У Нонны Мордюковой настоящее имя было Ноябрина.
Нонна Павловна,москвичка, решила приехать отдохнуть летом в родную деревню Жихари, из которой уехала 20 лет назад , завербовавшись на строительство железной дороги,и ни разу с тех пор не побывав. В деревне живет ее родная сестра Даша.
А когда-то у Нонны и Филимона была любовь. Очень они любили друг друга и Нонна, тогда Настя, звала его с собой уехать из деревни. Но он остался. Теперь женат на ее сестре Даше, которая на 3 года младше Нонны. У них четверо детей. На войну Филимон уходил рядовым, вернулся майором. Был председателем колхоза, но после укрупнения нескольких колхозов сейчас простой бригадир. И вспомнили Нонна и Филимон о былой своей любви. Одобрительно он отозвался, как Нонна сейчас выглядит - и лицом и телом. Чувствуется женщина следит за собой.
А в деревне возле дома их встречала сестра Даша.
Поразилась Нонна, какой старой не по годам выглядит Даша. Лицо обветренное, одежда неказистая,и уже заметная седина в волосах. Даша работает телятницей.Подарила ей Нонна платье и крем для лица, а когда Даша и Филимон ушли на работу, то решила прогуляться по деревне. Вышла и такой столичной штучкой, виляя бедрами, прошлась по деревенским улицам. Никто ее не признал, только старик отец Филимона узнал ее и малость над ней понасмешничал , он и раньше то не очень ее жаловал.
А вечером, как обычно, в доме Филимона собралось полдеревни приезд столичной гостьи отметить и ее послушать. Никто ведь и не знал ,чем Настя их деревенская теперь занимается.
И кем она только не работала - и на стройке железной дороги, и медсестрой, и воспитателем в детском саду, и продавщицей в закрытом распределителе , эта была очень блатная работа во время войны и она очень большую власть имела. А после того, как заведующего распределителем посадили, она уволилась и сейчас работает при сатураторе - автомате по розливу газводы. Иногда и пиво разливает. Но основной доход имеет на спекуляции. Скупает в московских магазинах дефицитный промтовар и потом ходит по квартирам и продает его с наценкой.А детей у нее нет, была беременность от одного артиста, да она от нее избавилась, и мужа нет. Но такая жизнь ей очень нравится. У нее такие знакомые были, что и генералы не имели.
И спохватившись побежала она в дом, открыла чемодан и стала предлагать пришедшим в гости женщинам женские платки. Купила она их за 60, а предлагала за 100. Но непривычные были простые деревенские женщины к такой коммерции. Нонна даже ценники с платков не срезала. Как ни торговалась с ними Нонна, но только пара человек купили у этой спекулянтки платки, а остальные потянулись домой. И быстро все разошлись.
А когда легли спать, то услышала она через стенку,как Филимон выговаривает жене о Нонне." – Она теперь Нонной называется, – сообщила Даша.– Как?– Нонной.– Это для чего же?– Ей так гражданин один посоветовал. Вроде как ее бывший муж.
– Ну что ж, ему, наверно, виднее, – опять усмехнулся Филимон. – Но всего бы лучше ей называться Жучкой. На самом-то деле она Жучка и есть. Жучка, которая ненароком забежала в чужой двор. Кто ее поманит, перед тем она и служит. За сладкий кусок... Люди дело делают, другой раз работают через силу, свыше сил своих. А они, вот эти Жучки, все пробиваются на легкие харчи. Чужие харчи истребляют. Ведь как сказала-то: "Работаю при сатураторе". Вот так при всем она и состоит – при всей нашей жизни. А жизнь идет без нее. Она только барыши собирает... "
И поняла Нонна, что она здесь чужая. Не ведома, не понятна и неприятна этим простым работящим деревенским людям ее столичная, вольная жизнь. Собралась она по-тихому с вещами, вылезла из окошка и бежать на дорогу. Там остановила попутку и попросила довезти до станции
Вот такой небольшой короткометражный фильм, который круто изменил судьбу замечательной русской актрисы Лидии Смирновой. После этой картины она уже помнилась зрителям не только как Шурочка из "Моей любви",но и как "Жучка", и как сваха из "Женитьбы Бальзаминова, и Москалева из "Дядюшкиного сна", и продавщица Евдокия, реинкарнация "Жучки", в "Деревенском детективе". Смирнова перешла на острохарактерные роли. И в каждой ее роли было что-то от "Жучки", настолько всеобъемлющим оказался этот образ созданный актрисой. Образ одинокой русской женщины, в одиночку строящей свою жизнь, так как в юности отказалась от своей настоящей любви, а другую судьба ей не подарила. Вот она и выкручивается, как может. Такая красота, а оказалась пустоцветом.
Пишите комментарии.
Ставьте лайки.
Подписывайтесь на наш канал.