Найти тему

Лучшая роль, которая помешала актрисе стать председателем колхоза

Народная артистка СССР Лидия Николаевна Смирнова. Единственная кинозвезда из великой когорты первых советских кинозвезд ,засиявших в середине 30-х - начале 40-х годов, которая была востребована и в эпоху Большого стиля, и в оттепель, и в 60-70 е годы, а свою последнюю роль сыграла в 2005 году в фильме "Наследницы-2",когда ей было 90 лет \или 92,по словам самой Смирновой она уменьшила дату своего официального рождения на 2 года,с 1913 на 1915\. Сошли Орлова, Ладынина, Серова, Целиковская, а Смирнова снималась и снималась. И в главных ролях и во второстепенных. Только со своим давним партнером Николаем Крючковым она 8 раз сыграла его кинематографическую супругу.

Дочь белогвардейского офицера и сельской учительницы.Человек очень активный и разнообразный. Депутат Московского горсовета, член Московоского горкома КПСС, парторг театра,очень хорошая знакомая министра культуры Фурцевой и масса феерических любовных романов - с композитором Исааком Дунаевским,режиссером Константином Воиновым и др.
Дочь белогвардейского офицера и сельской учительницы.Человек очень активный и разнообразный. Депутат Московского горсовета, член Московоского горкома КПСС, парторг театра,очень хорошая знакомая министра культуры Фурцевой и масса феерических любовных романов - с композитором Исааком Дунаевским,режиссером Константином Воиновым и др.

Своей лучшей ролью она считала роль Нонны Павловны в короткометражном художественном фильме режиссера Константина Воинова "Сестры" , снятом в 1956 г. по рассказу Павла Нилина "Жучка" для Центрального телевидения. Через некоторое время фильм был выпущен и на большой экран.И название его изменили на "Две жизни". Именно эта роль и встреча с Константином Воиновым, который потом снимал ее почти во всех своих картинах - "Женитьба Бальзаминова","Дядюшкин сон","Дача" и др., позволила Смирновой отойти от закрепившегося за ней амплуа "голубой героини" и раскрыть свой талант острохарактерной актрисы - одна только крохотная роль врача в "Посторонним вход воспрещен" чего стоит. И этот фильм также положил начало 37-ми летнему роману с режиссером, вплоть до смерти Воинова.

Съемкам этого фильма предшествовали довольно курьёзные с позиций нынешнего времени обстоятельства - в 1956 г. Смирнова решила поехать укреплять сельское хозяйство. Тогда по партийному призыву бывшие крупные военные,хозяйственники направлялись на село директорами совхозов и колхозов для укрепления их руководства.Вот и Смирнова, имеющая опыт депутатской и партийной работы, сыгравшая в кино двух председателей колхоза, решила,что сможет поехать, стать председателем отстающего колхоза и поднять его. Она даже стала посещать без отрыва от основного места работы соответствующие курсы,обучающих будущих руководителей сельского хозяйства. А надо отметить,что по первому своему образованию она была экономист.

Но тут режиссер Константин Воинов решает уйти с должности главного режиссера Московского облдрамтеатра в г. Ногинске и перейти в кино. Он предлагает Смирновой сыграть главную роль в своем первом кинофильме "Две жизни". Смирнова, прочитав рассказ Нилина, поняла - это то , что она ждала всю жизнь. И мечта стать председателем колхоза испаряется сама собой.

Начинается фильм с приезда на небольшую станцию пассажирского поезда. Единственным пассажиром, сошедшим с поезда, была эффектная, в самом соку , женщина послебальзаковского возраста. И зовут ее Нонна Павловна или Анастасия Пантелеймоновна Самокурова, так она называлась, пока в Москве ее любовник артист Аркадий Муар не предложил сменить это ее настоящее имя, на более модное Нонна. Кстати, Нонна - это сокращенное от Ноябрина. У Нонны Мордюковой настоящее имя было Ноябрина.

Вот она Нонна Павловна. Ее эффектная внешность ввела в заблуждение попутчика по купе - он принял ее за артистку.
Вот она Нонна Павловна. Ее эффектная внешность ввела в заблуждение попутчика по купе - он принял ее за артистку.

Нонна Павловна,москвичка, решила приехать отдохнуть летом в родную деревню Жихари, из которой уехала 20 лет назад , завербовавшись на строительство железной дороги,и ни разу с тех пор не побывав. В деревне живет ее родная сестра Даша.

А встречать ее на вокзал приехал муж Даши Филимон.Исп. Евгений Буренков,начинающий актер Малого театра,это его одна из первых ролей в кино. Главных ролей он играл  мало , но его исполнение ролей второго плана простых русских мужчин, самостоятельных, положительных были очень востребовано.
А встречать ее на вокзал приехал муж Даши Филимон.Исп. Евгений Буренков,начинающий актер Малого театра,это его одна из первых ролей в кино. Главных ролей он играл мало , но его исполнение ролей второго плана простых русских мужчин, самостоятельных, положительных были очень востребовано.

А когда-то у Нонны и Филимона была любовь. Очень они любили друг друга и Нонна, тогда Настя, звала его с собой уехать из деревни. Но он остался. Теперь женат на ее сестре Даше, которая на 3 года младше Нонны. У них четверо детей. На войну Филимон уходил рядовым, вернулся майором. Был председателем колхоза, но после укрупнения нескольких колхозов сейчас простой бригадир. И вспомнили Нонна и Филимон о былой своей любви. Одобрительно он отозвался, как Нонна сейчас выглядит - и лицом и телом. Чувствуется женщина следит за собой.

А в деревне возле дома их встречала сестра Даша.

Даша,исп. Мария Пастухова,первая жена Николая Крючкова,актриса театра Советской Армии,очень много раз играла Н.К.Крупскую в различных фильмах.
Даша,исп. Мария Пастухова,первая жена Николая Крючкова,актриса театра Советской Армии,очень много раз играла Н.К.Крупскую в различных фильмах.

Поразилась Нонна, какой старой не по годам выглядит Даша. Лицо обветренное, одежда неказистая,и уже заметная седина в волосах. Даша работает телятницей.Подарила ей Нонна платье и крем для лица, а когда Даша и Филимон ушли на работу, то решила прогуляться по деревне. Вышла и такой столичной штучкой, виляя бедрами, прошлась по деревенским улицам. Никто ее не признал, только старик отец Филимона узнал ее и малость над ней понасмешничал , он и раньше то не очень ее жаловал.

А вечером, как обычно, в доме Филимона собралось полдеревни приезд столичной гостьи отметить и ее послушать. Никто ведь и не знал ,чем Настя их деревенская теперь занимается.

Нонна была в центре внимания. Веселилась, танцевала, без умолку рассказывала про столичную жизнь, кокетничала с мужиками и особенно с Филимоном. И не забывала опрокидывать рюмку водки за рюмкой. Правда жестковата ей показалась эта простая деревенская водка по сравнению со столичной. А может она и самогонки хватанула по ошибке ? Там и самогонка была.
Нонна была в центре внимания. Веселилась, танцевала, без умолку рассказывала про столичную жизнь, кокетничала с мужиками и особенно с Филимоном. И не забывала опрокидывать рюмку водки за рюмкой. Правда жестковата ей показалась эта простая деревенская водка по сравнению со столичной. А может она и самогонки хватанула по ошибке ? Там и самогонка была.
А потом захмелев язычок то у нее и развязался. Рассказала она Даше все,как на духу про свою жизнь.
А потом захмелев язычок то у нее и развязался. Рассказала она Даше все,как на духу про свою жизнь.

И кем она только не работала - и на стройке железной дороги, и медсестрой, и воспитателем в детском саду, и продавщицей в закрытом распределителе , эта была очень блатная работа во время войны и она очень большую власть имела. А после того, как заведующего распределителем посадили, она уволилась и сейчас работает при сатураторе - автомате по розливу газводы. Иногда и пиво разливает. Но основной доход имеет на спекуляции. Скупает в московских магазинах дефицитный промтовар и потом ходит по квартирам и продает его с наценкой.А детей у нее нет, была беременность от одного артиста, да она от нее избавилась, и мужа нет. Но такая жизнь ей очень нравится. У нее такие знакомые были, что и генералы не имели.

И спохватившись побежала она в дом, открыла чемодан и стала предлагать пришедшим в гости женщинам женские платки. Купила она их за 60, а предлагала за 100. Но непривычные были простые деревенские женщины к такой коммерции. Нонна даже ценники с платков не срезала. Как ни торговалась с ними Нонна, но только пара человек купили у этой спекулянтки платки, а остальные потянулись домой. И быстро все разошлись.

А когда легли спать, то услышала она через стенку,как Филимон выговаривает жене о Нонне." – Она теперь Нонной называется, – сообщила Даша.– Как?– Нонной.– Это для чего же?– Ей так гражданин один посоветовал. Вроде как ее бывший муж.

– Ну что ж, ему, наверно, виднее, – опять усмехнулся Филимон. – Но всего бы лучше ей называться Жучкой. На самом-то деле она Жучка и есть. Жучка, которая ненароком забежала в чужой двор. Кто ее поманит, перед тем она и служит. За сладкий кусок... Люди дело делают, другой раз работают через силу, свыше сил своих. А они, вот эти Жучки, все пробиваются на легкие харчи. Чужие харчи истребляют. Ведь как сказала-то: "Работаю при сатураторе". Вот так при всем она и состоит – при всей нашей жизни. А жизнь идет без нее. Она только барыши собирает... "

И поняла Нонна, что она здесь чужая. Не ведома, не понятна и неприятна этим простым работящим деревенским людям ее столичная, вольная жизнь. Собралась она по-тихому с вещами, вылезла из окошка и бежать на дорогу. Там остановила попутку и попросила довезти до станции

А в машине стала привычно наводить марафет, и строить улыбочки шоферу и его  пассажиру. Но отвернувшись от них, с лица сползла фальшивая улыбка и Нонна Павловна грустно и тоскливо стала смотреть в окно.
А в машине стала привычно наводить марафет, и строить улыбочки шоферу и его пассажиру. Но отвернувшись от них, с лица сползла фальшивая улыбка и Нонна Павловна грустно и тоскливо стала смотреть в окно.

Вот такой небольшой короткометражный фильм, который круто изменил судьбу замечательной русской актрисы Лидии Смирновой. После этой картины она уже помнилась зрителям не только как Шурочка из "Моей любви",но и как "Жучка", и как сваха из "Женитьбы Бальзаминова, и Москалева из "Дядюшкиного сна", и продавщица Евдокия, реинкарнация "Жучки", в "Деревенском детективе". Смирнова перешла на острохарактерные роли. И в каждой ее роли было что-то от "Жучки", настолько всеобъемлющим оказался этот образ созданный актрисой. Образ одинокой русской женщины, в одиночку строящей свою жизнь, так как в юности отказалась от своей настоящей любви, а другую судьба ей не подарила. Вот она и выкручивается, как может. Такая красота, а оказалась пустоцветом.

Пишите комментарии.

Ставьте лайки.

Подписывайтесь на наш канал.