Найти в Дзене
Поехали с Лёшей!

Грузопереноски в Непале — это вам не Яндекс.Доставка

На Эверест можно попасть двумя дорогами — с юга и севера. С северной, китайской стороны, до первого базового лагеря на высоте 5150 метров можно добраться по Шоссе Дружбы на мотоцикле или автомобиле. Но из-за сложностей с получением разрешения китайский базовый лагерь пользуется меньшей популярностью, нежели южный. Он находится на непальской стороне Эвереста на высоте 5364 метра и до него можно добраться только пешком (вертолёт будем считать экзотикой). Путь к этого базовому лагерю начинается в высокогорном посёлке Лукла, куда можно прилететь на самолёте из Катманду. Здесь, на высоте 2860 метров начинается Великий «шёлковый» гималайский путь — 6-7-дневный маршрут к подножью высочайшей горы мира, который является важной составляющей экономики всего Непала.

Здесь рассказывается о том, как устроен грузовой трафик на этом пути.

Трек к Эвересту — главный источник доходов для тысяч семей горной народности шерпов. Нескончаемый поток туристов и альпинистов позволяет им безбедно по непальским меркам существовать от сезона к сезону. Этот маршрут как большой хайвэй, на котором расположены лоджи (мини-отели), столовые, кафе, частные лавочки, буддийские храмы.

Шерпы сильно зависимы от всего этого. По инициативе шерпов, проживающих в окрестных деревнях, другие аэропорты в окрестностях Эвереста не используются для массового туризма, и основной поток туристов идёт пешком от Луклы до Намче-Базара. Хотя когда-то и там был аэропорт, который сейчас используется только военными. К тому же плавный набор высоты в течение двух пешеходных дней оправдан с точки зрения акклиматизации. Иначе все, кто прибывал бы из Катманду в Намче страдал бы горной болезнью.

Итак, грузовой трафик на маршруте к Эвересту начинается в Лукле, куда все необходимые продовольственные товары и туристы прибывают самолётом.

Это напитки в бутылках и банках, сублимированные продукты, рис, вода, сигареты, масло. Здесь коробки упаковываются в баулы и перегружаются на мулов.

Целые караваны низкорослых лошадок тянутся от Луклы в разных направлениях, сопровождаемые погонщиками. Из-за огромного количества животных тропа щедро удобряется навозом, который в сухую погоду сильно раздражает лёгкие и вызывает кашель. Мулы прекрасно справляются и выполняют львиную долю грузоперевозок на маршруте на высотах до 3000 метров. Выше их выносливость резко падает и они уже не способны ничего перевозить.

Дальше в дело вступают яки и их гибрид с домашней коровой, который называется дзо.  Яки наоборот прекрасно себя чувствуют на высотах больше 3000 метров, но совершенно никуда не годятся ниже. Иногда в пограничных высотных зонах можно встретить дзо, которые еле волочатся, высунув язык до земли. Густая шерсть вызывает перегрев при больших плюсовых температурах, большое количество кислорода им тоже не на пользу.

Выше Намче-Базара мулов уже не встретить. Яки неторопливо держат свой путь к Эвересту, невозмутимо расталкивая своими боками зазевавшихся туристов. Есть негласное правило — пропускай караван, стоя со стороны горы.

В противном случае, можно запросто упасть в пропасть. Как, к примеру, вот в таком узком месте.

Караван трудно остановить, поэтому он имеет приоритет при пересечение подвесных мостов. Горе тому туристу, который окажется в это время посередине моста. Як может запросто стукнуть рогом, если вы ему не понравитесь. Но обычно вас просто прижимает к ограждению, заставляя сильно через него перегибаться. Приятного мало.

Но мулы и яки-дзо — это как крупные транспортные компании в горах. Не в каждой семьей есть такие животные. Немалый процент грузоперевозок совершаются портерами (носильщиками). Часто переносом грузов занята вся семья, включая женщин и детей с 9 лет.

С малых лет они проделывают большие расстояния с набором высоты между соседними посёлками, посещая школу и районную больницу. Народность шерпы, которой они принадлежат, отличается фантастической физической выносливостью. Они поднимаются на Эверест по несколько раз за свою жизнь, выполняя самую тяжёлую работу за своего нанимателя.

Портеры обычно работают с агентствами и получают от них работу. Она может быть двух видов: переноска грузов для местных нужд и найм туристами. Если при работе с треккинговыми группами норма груза одного портера составляет 20 килограмм, то на местных заказах это могут быть все 40. К примеру, часто можно увидеть, как портер несёт на себе целый офис или стиральную машинку в какой-нибудь лодж.

Таким же образом доставляются строительные материал и мебель. Обычный турист иногда даже не может поднять такой груз, не говоря о том, чтобы подниматься с ним в гору.

Объёмы переносимого груза почти всегда шокируют встречных треккеров, заставляя их останавливаться и открывать рот от удивления.

Шерпы — очень сильные и выносливые по своей природе люди.

При этом работа портера оценивается не так высокого, как, скажем, горного гида. При работе в туристической группе портер за переноску ваших рюкзаков берёт 20$ в день, часть из которых он отдаёт посредникам или агентству.  Портер будет жить с вами в одном лодже бесплатно, в специально отведённых комнатах. Питается он тоже бесплатно по выдаваемым агентствам талонам. Местные не берут деньги за еду с местных — это всё оплачивают туристы.  Работы для местных нужд оцениваются гораздо ниже, поэтому портеры стремятся работать с туристами — и нести меньше, и платят больше.

Технология переноски больших грузов отработана веками и у всех она одна. Портеры (и мужчины, и женщины) носят тяжести... головой.  Всё дело в неформатном грузе, который проще обхватить верёвочным кольцом, чем мастерить какие-то лямки.

Грузы размером поменьше кладут в специальню переноску в виде плетёной корзины и каркаса для спины. Верёвками к ней привязывают личные вещи, которые нужны в пути — полотенце, бутылку с водой и мобильный телефон. Всё это находится в быстром доступе, перед лицом, и может быть использовано на ходу.

У каждого портера есть специальный короткий посох, который имеет несколько функций. Во-первых, это палка для упора на руку при крутых подъёмах.

Во-вторых, это удобная подпорка для корзины в местах отдыха, где нет возможности снять груз со спины. Эти рабочие инструменты передаются из поколения в поколение в каждой семье.

Несмотря на природную выносливость, постоянные тяжёлые нагрузки на шейные позвонки не приносят пользы здоровью. Средняя продолжительность жизни портеров 30-40 лет. Но, зачастую, это единственная возможность содержать всю семью и они за неё держатся.

---
Автор фото, видео и текста: Алексей Мараховец

Подписывайтесь на мой канал — здесь только качественный материал с моими фотографиями и жизненным опытом. И никакой копипасты!