Мы склонны судить обо всем, от спортивных команд до целых наций, по харизме их лидеров - или, точнее, по тому, насколько личным обаянием, силой личности и способностью вдохновлять они обладают. Историки называют это «Теорией великого человека», согласно которой некоторые люди рождаются с такими качествами, которые позволяют им подняться на вершину и возглавить множество людей.
В деловом мире харизма является особенно ценным атрибутом, о чем свидетельствует статья Harvard Business Review 2012 года «Зачем вам харизма». В статье описывается псевдонимный пример Пола Ли и его способность побеждать потенциальных инвесторов и других людей благодаря личному магнетизму, настолько убедительному, что он может отправиться на полчаса в пригородный рейс и полететь на самолете, полном новых друзей. Как пишет автор статьи, профессор Гарвардской школы бизнеса Розабет Мосс Кантер: «Его модель лидерства подразумевает, что все чувствуют, что они особенные, и что их особые потребности будут удовлетворены, и в то же время чувствуют, что они все вместе».
Поскольку харизма настолько сильна, вы можете подумать, что лидер не может насытиться этим. Но, как оказалось, дело не в этом. В недавно опубликованном исследовании в журнале «Личность и психология» исследователи собрали баллы за харизму для сотен лидеров бизнеса, рассчитанные с помощью психологического теста Hogan Development Survey, а затем сравнили их с тем, как их сверстники, подчиненные и начальники действительно оценивали свою эффективность.
Исследователи обнаружили, что с ростом харизмы росло и восприятие эффективности бизнес-лидерами других - но только до определенной степени. Как оказалось, лидеры в нижних и верхних точках спектра харизмы были восприняты как менее эффективные, чем те, кто был оценен как обладающий лишь умеренно магнитными личностями.
«Наши результаты показывают, что организации, возможно, захотят рассмотреть возможность отбора кандидатов со средним уровнем харизмы на руководящие должности», - сказала Жасмин Вергау, докторант бельгийского университета Гент и ведущий автор исследования, в пресс-релизе, «вместо того, чтобы харизматические лидеры.