Фотокамера «видит» мир совсем не так, как привык его видеть человек – это первое с чего вам стоит начать изучение композиции в фотографии, ибо непонимание этой истины ведёт к огромному количеству ошибок и полной неспособности грамотно компоновать снимок.
В чём разница между взглядом человека и фотокамеры?
Человек – существо разумное. У него всегда работает избирательное внимание и в процессе своей деятельности он концентрируется на чём-то конкретном, откидывая и блокируя в этот момент все ненужные зрительные сигналы.
Фотоаппарат не обладает избирательным вниманием и не умеет сам концентрироваться на интересующем вас объекте.
Ваша камера просто точно фиксирует реальность.
Отсюда и выплывают основные ошибки начинающих фотолюбителей, связанные с композицией кадра:
Ошибка первая: непонятно, что хотел сказать фотограф.
Поскольку фотограф сконцентрировал своё внимание на самом объекте съёмки и забыл про всё остальное, у него в кадре получилось столько лишних деталей, что вообще не понятно, где главный объект и что он фотографировал.
Ошибка вторая: много мусора на заднем и переднем плане.
Эта ошибка вытекает из той же проблемы – внимание фотографа приковано к объекту съёмки и он не контролирует всего, что происходит в границах кадра.
Ошибка третья: неправильно кадрированное изображение
Если фотограф не контролирует пространство в кадре и сосредоточен только на объекте съёмки, то ни о какой грамотной композиции снимка и речи быть не может. Иногда получается так, что в портрете фигурирует всего одна голова человека, отделённая от туловища и всего остального.
Пример, конечно, утрированный, однако он поможет вам лучше понять данную тему, ибо это понимание послужит вам ключом для всего остального.
Ошибка четвёртая: главный объект по центру снимка.
Понимая законы восприятия человеком окружающей его реальности, не сложно догадаться, почему все начинающие фотолюбители грешат такой ошибкой.
Если фотограф сфокусирован на конкретном человеке, то он будет стараться поместить его в центр кадра - так новичок-фотолюбитель интуитивно передаёт свою концентрацию на снимок.
Да, иногда размещение модели по центру кадра бывает оправданным. Однако, оно уместно только в тех ситуациях, когда фотограф знает, что делает.
В ином случае фотография, в которой главный объект расположен строго по центру, будет смотреться максимально статично и оттого скучно...
С этим разобрались.
Теперь рассмотрим другой феномен, который отличает «зрение» фотоаппарата от человеческого.
Тут всё просто – у человека два глаза, а у фотоаппарата всего один.
Такое положение дел неизбежно наталкивает на мысль, что у фотокамеры отсутствует трёхмерное восприятие, которое есть у нас.
Объём на фотографии получается исключительно за счёт светотеневого рисунка, а перспектива пространства задаётся фокусным расстоянием вашего объектива.
Почему понимание этого процесса так важно?
Вы уже знаете, что вся композиция фотографии строится из линий, цветов и света.
Если вы не будете учитывать эту особенность зрения объектива – ваши фотографии будут проигрывать по двум направлениям из трёх.
Теперь конкретно.
Если вы не учитываете, что объём в ваших фотографиях создаётся светом, то вы будете совершать следующие ошибки:
- Нарушение баланса светотеневого рисунка
- «Плоская» фотография – без объёма
Если вы не будете учитывать перспективу, то у вас будут возникать следующие ошибки:
- Сжатое пространство
- Непропорциональные формы
ВЫВОД
При построении снимка вы должны фиксировать всё, что происходит в границах вашего кадра, и акцентировать внимание на главном объекте съёмки, подчёркивая второстепенными объектами вашу идею и убирая всё лишнее.
Источниками света вы создаёте объём получаемой картинки, а фокусным расстоянием объектива регулируете пропорции.
Мы используем материалы с нашего сайта.