Найти тему

О качестве образования в России.

Все изложенное ниже является личным мнением автора, не имеет цели оскорбить кого-то или чьи-то чувства.

Образования в России нет. Никакого. Ни технического, ни экономического, ни гуманитарного. Но в чем же проблема?

Владимир Познер в программе Егора Жукова на «Эхе Москвы» выдвинул интересное предположение. Он считает, что качество образования в СССР сильно переоценено, ведь все великие ученые того времени либо получили образование в Российской Империи, либо имели наставника, получившего образование там. Он обозначил эту мысль как одну из причин распада СССР.

Но сейчас стоит речь не об этом.

В вузах регионов нередко можно встретить учебники по микроэлектронике, редакции времён Советов, которые сильно устарели. Микроэлектроника это основа процессоров, которые сейчас используются во всех «умных» и не очень устройствах. Невозможно подготовить технического специалиста без современной информации.

В некоторых ВУЗах подобное может компенсироваться энтузиазмом преподавателей. В моей жизни мне встречались ученые, имеющие обширный опыт работы, багаж знаний и понимающие неповоротливость системы. Они написали свои учебные программы и старались преподать свой предмет одновременно на уровне, понятному студенту, и требующемуся рынку. Увы, это исключение из правил.

Чаще всего ученые, работающие в государственных ВУЗах привыкли подавать теорию, зачастую, практически непримиримую. Что студенты, что руководство относится к преподавателям как к обслуживающему их интересы персоналу, а не как к достойнейшим людям нашего государства.

Представьте молодого парня, отучившегося 4 года на бакалавра, 2 на магистра, годы аспирантуры, защиты проектов, написания статей в научные журналы. Вот уже и далеко не молодой парень. А что в итоге? Зарплата в 20-30 тысяч и абсолютное неуважение со всех сторон. Зато ученая степень. Кто сильнее, стараются исправить положение хотя бы на своём месте. Кто слабее адаптируются. А самые слабые ещё и отыгрываются на студентах, направляя всю обиду с системы на таких же молодых парней, каким когда-то был он сам.

Но, ведь в Москве и Санкт-Петербурге все иначе? Ведь туда едут со всей страны!

Нет.

Там все так же. Да, скорее всего, техническое оснащение будет современнее. Может, даже более внимательное отношение как к студентам, так и к преподавателям.

Но, в целом, картина выглядит не сильно красочнее.

С моей точки зрения, единственным местом, где образование имеет право называться полезным является ВШЭ. Почему?

В целом Вышка созданы на манер вузов Европы. Отзывчивость администрации на жалобы студентов, внимательное отношение к комфорту обучающих и обучающихся, модульная система контроля успеваемости.

А что там с МГУ?

МГУ-классика. Правда, не той эпохи. МГУ пытается поддерживать стандарты образования времен СССР, но, это время прошло. Тогда готовили специалиста в области знаний, ведь знаний было куда меньше. Сейчас нужны специалисты в узком направлении.

Представьте себе мир, когда вы выполняете свою работу идеально, за что и получаете свои деньги. Но, вдруг вам нездоровится. Вы идёте к врачу, который оказывает вам высококвалифицированную помощь. После больничного у вас «что-то стучит в машине» и вы едете в сервис, где автомеханик восстанавливает вашу машину.

Но, готовы ли наши люди к такому?

Мы занимается самолечением, из сомнительного качества запчастей с авторынка в гараже пытаемся починить автомобиль, а в итоге умираем от осложнений или погибаем в автокатастрофе.

«Критикуешь-предлагай»

А мне нечего предложить. Равно как и нечего будет предложить ученым, которые получают знания 30 (если повезёт) летней давности.

Люди просто должны начать думать дальше входной двери в свою квартиру, а дальше общество разберётся.

Стелленбосский университет. Источник: Рамблер/Новости. https://news.rambler.ru/other/41252675-universitet-v-yuzhnoy-afrike-napomnil-o-vazhnosti-obrazovaniya/
Стелленбосский университет. Источник: Рамблер/Новости. https://news.rambler.ru/other/41252675-universitet-v-yuzhnoy-afrike-napomnil-o-vazhnosti-obrazovaniya/

«Уничтожение любой нации не требует атомных бомб или использования ракет дальнего радиуса действия. Требуется только снижение качества образования и разрешение обмана учащимися на экзаменах.

Пациенты умирают от рук таких врачей. Здания разрушаются от рук таких инженеров. Деньги теряются от рук таких экономистов и бухгалтеров. Справедливость утрачивается в руках таких юристов и судей.

Крах образования – это крах нации».