В отношении к сотрудникам ГИБДД водителей можно поделить на три группы: первые хорошо помнят, как вели себя инспектора до появления регистраторов и роста юридической грамотности водителей, вторые просто не хотят жить в правовом государстве и им ближе “понятия”, третьи просто боятся. Так или иначе все не особо позитивно относятся, но случись что обязательно вызовут.
Говоря за себя, много было негативного опыта общения с инспекторами (езжу много, часто по регионам, автомобили были разные, в том числе из “черного списка” или просто излюбленные автомобили для остановки у инспекторов). Речь естественно не об остановках без причины, например, был случай, когда инспектор предлагал “дунуть” в китайский алкотестер без сертификата и поверки, были досмотры на постах без оснований с ручными понятыми, было даже замеряли заводские атермальные стекла без каких-либо плёнок. Проще говоря, комичных, даже клоунских ситуаций хватало. Несмотря на это уважение к сотрудникам осталось, есть много адекватных мужиков. Однако есть пару хитростей в общении, которыми хочу поделиться.
1. Не боимся передавать документы. Когда в сеть хлынули ролики, где бравые юридически подкованные товарищи начинают указывать инспектору на его обязанности, появилось много подражателей. Важно понимать, что автор видео может не всё договаривать или банально знать больше вас.
Инспектора обязаны, но не очень любят сообщать причину и цель остановки. Многие начинают тыкать инспектора, как котёнка в его обязанности, но кому это понравится? Хитрость заключается в следующем, допустим, вас остановил инспектор, остановка явно безосновательная, так как вы ничего не нарушали. Дожидаетесь пока инспектор подойдёт, выслушиваете его и по требованию передать документы, передаёте только водительское удостоверение. В большинстве случаев этого достаточно, инспектор даже может не посмотреть на документ, важен сам факт “подержать”. Был случай, случайно передал ВУ жены, вопросов не возникло.
2. Собираем юридическую папку. Инспектора не любят возиться с теми, кто что-то да понимает. Но если не заниматься профессионально юридической защитой водителей, держать всё в голове сложно. Для этого я вожу с собой свой КоАП, актуальное ПДД, распечатки с особенностями процедур – тест на алкоголь, досмотр, выписки важных пунктов из 664 приказа.
Даже сам факт наличия такой папки с документами, ставит некоторых инспекторов в неудобное положение. Простой пример, жену остановили и вменили нарушение пункта 14.3 ПДД, она открыла свою книжку ПДД с комментариями и увидела, что это пункт о том, что если пешеход начал переход на зелёный, но не успел завершить переход до того, как загорится красный, водитель должен дать ему эту возможность. Инспектор же пытался ввести её в заблуждение, так как сам пункт в ПДД описан непонятно. Увидев книжку с комментариями, инспектор отдал документы, покраснел и ушел.
3. Без лишнего страха и угодничества. Не нужно выходить из автомобиля, не нужно спрашивать: “А я что-то нарушил?”, шутить и прочее. Адекватный водитель сам знает нарушил он или нет. Важно проявлять уверенность, отвечать в меру вежливо, спокойно и по делу. Такое поведение вызывает меньше подозрений и экономит время.