Коронавирусная инфекция COVID-19[2](аббревиатура от англ. COrona VIrus Disease 2019), ранее коронавирусная инфекция 2019-nCoV[3][4] — потенциально тяжёлая острая респираторная инфекция, вызываемая коронавирусом SARS-CoV-2[5]. Представляет собой опасное заболевание[4], которое может протекать как в форме острой респираторной вирусной инфекции лёгкого течения[6][7], так и в тяжёлой форме[8], специфические осложнения которой могут включать вирусную пневмонию, влекущую за собой острый респираторный дистресс-синдромили дыхательную недостаточность с риском смерти[9][10].
Против болезни пока отсутствуют какие-либо специфические противовирусные средства лечения или профилактики[11]. В большинстве случаев (примерно в 80 %) какое-либо специфическое лечение не требуется, а выздоровление происходит само по себе[12][6]. Тяжёлые формы болезни с большей вероятностью могут развиться у пожилых людей и у людей с определёнными заболеваниями, включающими астму, диабет и сердечные заболевания[11]. В тяжёлых случаях применяются средства для поддержания функций жизненно важных органов[13].
Заболевание вызывается новым вирусом, у людей к нему нет приобретённого иммунитета[14], поэтому к инфекции восприимчивы люди всех возрастных категорий[11]. Распространяется вирус воздушно-капельным путём через вдыхание распылённых в воздухе в процессе кашля или чихания капель с вирусом, а также через попадание вируса на поверхности с последующим занесением в глаза, нос или рот. К числу эффективных мер профилактики относится частое мытьё рук и соблюдение правил респираторной гигиены[12].
Примерно в 15 % случаев заболевание протекает в тяжёлой форме с необходимостью применения кислородной терапии, ещё в 5 % состояние больных критическое[15]. Глобально летальностьзаболевания оценивается в 4 %[5]. Согласно анализу данных по 1099 пациентам по состоянию на 28 февраля 2020 года у 91,1 % пациентов с COVID-19 диагностировалась пневмония[16]. Показатели с течением времени могут измениться.
В связи с эпидемией Всемирной организацией здравоохранения объявлена чрезвычайная ситуация международного значения в области здравоохранения, а риски на глобальном уровне оцениваются как очень высокие[5][17]. Ситуация быстро развивается, ежедневно увеличивается количество заболевших и погибших. Ведутся различные научные и клинические исследования[5]. Многие научные и медицинские издательства и организации подписались под заявлением о свободном доступе и обмене информацией, связанной с новым заболеванием[18].
11 марта распространение вируса было признано пандемией[19]. Эта эпидемия является первой в истории человечества[20] пандемией, поддающейся контролю[21]. Правительствам имеет смысл подготовить списки обученного персонала, который способен взять ситуацию под контроль, а также списки медикаментов, средств индивидуальной защиты, припасов и оборудования, необходимых для лечения[22][23].
Против вируса SARS-CoV-2 отсутствует какая-либо специфичная противовирусная терапия[13] и нет доказано эффективной иммуномодулирующей[64]. Антибиотики против вирусов бесполезны и не применяются в лечении. Однако они могут быть назначены в случае обнаружения бактериальной вторичной инфекции[11]. В основном пациенты получают симптоматическую и поддерживающую терапию[66]. В тяжёлых случаях лечение направлено на поддержание жизненно важных функций органов[13].
Если лечение в стационаре по каким-либо причинам невозможно, в лёгких случаях без тревожных признаков и при отсутствии хронических болезней допустим уход за больным в домашних условиях. Однако при наличии одышки, кровохарканья, повышенного выделения мокроты, признаков гастроэнтерита или изменениях психического состояния показана госпитализация[5].
При этом клинические рекомендации ВОЗ и Китая отличаются друг от друга. В китайских рекомендациях, в отличие от рекомендаций ВОЗ, включены спорные методы лечения, такие как применение кортикостероидов, антибиотики и противовирусные средства[58].
ВОЗ также предупреждает, что курение, применение народных средств, в том числе на основе трав, и самолечение, включая антибиотики, никак не помогут бороться с инфекцией, но могут нанести вред здоровью[12].
Экспериментальные терапии
Хотя на практике применяются нелицензированные препараты и экспериментальные терапии, например, с применением противовирусных средств, подобное лечение должно проходить в рамках этически обоснованных клинических исследований[5]. Критически важным является применение средств, обоснованных как научными исследованиями, так и этически[67][68]. ВОЗ подготовила протокол для проведения рандомизированных контролируемых исследований[69]. Применение же средств с недоказанной эффективностью может нанести вред пациентам, находящимся в критическом состоянии[68], а применение в широком масштабе нарушает принципы Хельсинкской декларации[70]. Назначения терапий должны основываться не на гипотезах о возможной эффективности препаратов, а на клинических исследованиях, подтверждающих эффективность. Гипотезы же могут являться основанием для проведения спланированного клинического испытания[25].
В связи с отсутствием доказано эффективных методов лечения, Китайская международная ассоциация по обмену данными и их продвижению в области медицины и здравоохранения опубликовала руководство по лечению COVID-19, которые включают применение противовирусных средств: лопинавира и ритонавира в комбинации с ингаляциями распылённым интерфероном альфа. Рекомендации основаны на слабых доказательствах из отдельных случаев лечения, исторически контролируемых исследований и ретроспективных обзоров. Группа корейских медиков, участвующих в лечении больных COVID-19, разработала свои рекомендации, в которых противовирусные средства не рекомендованы молодым пациентам без каких-либо хронических заболеваний с лёгкими симптомами болезни. Среди тяжелобольных и людей с хроническими заболеваниями она также рекомендуют применение лопинавира и ритонавира или хлорохина. В отсутствие хлорохина может быть использован гидрохлорохин. Рибавирин или интерферон не рекомендованы корейскими медиками, поскольку вызывают серьёзные побочные эффекты, но могут быть использованы, если другие терапии оказались неэффективными[71].
Поддерживающее лечение
Основным лечением в тяжёлых случаях является кислородная терапия[69]. Всемирная организация здравоохранениярекомендует всем странам обеспечить доступность устройств для измерения уровня кислорода в крови и медицинских устройств кислородной терапии[69]. Острый респираторный дистресс-синдром предполагает механическую вентиляцию лёгких. В более тяжёлых случаях применяется экстракорпоральная мембранная оксигенация, которая является сложным и комплексным методом поддержки пациентов при острой гипоксической дыхательной недостаточности. Этот метод применяется и при тяжёлых формах сердечной недостаточности, которая также может возникнуть на фоне инфекции SARS-CoV-2[72].
Всемирная организация здравоохранения опубликовала руководство по ведению тяжелобольных в случае подозрения на новый коронавирус[73]. В Кокрановском сотрудничестве также была подготовлена специальная тематическая подборка доказательной базы в соответствии с рекомендациями ВОЗ. Подборка включает в себя информацию по жидкостной реанимации и применению вазопрессоров, по механической вентиляции лёгких и её отмене, по лечению гипоксии, по фармакологическому лечению и по питанию в отделениях реанимации[74].
Экстракорпоральная мембранная оксигенация
При экстракорпоральной мембранной оксигенации (ЭКМО) венозная кровь перенаправляется в специальный аппарат с мембранами, по сути представляющими собой искусственные лёгкие. Кровь насыщается кислородом и из неё удаляется углекислый газ, а затем она снова возвращается в другую вену или артерию. По текущим данным данный метод помогает снизить летальность среди пациентов с острым респираторным дистресс-синдромом[75].
Однако сам по себе метод является ресурсоёмким и дорогостоящим способом поддержания жизни, а в числе осложнений возможны больничные инфекции. Хотя он может помочь при дыхательной или сердечной недостаточности, он не поможет в случае множественного отказа органов или септического шока. Поскольку на текущий момент неизвестны соотношения разных причин смерти, сложно оценить возможную пользу в целом от применения ЭКМО при COVID-19[75].
В условиях эпидемии применение ЭКМО ограничено, как и в случае пандемии. В странах с малыми ресурсами в таких случаях больше жизней может быть спасено применением устройств для измерения уровня кислорода в крови и терапией кислородом[75].