Меня неоднократно просили рассказать, как я пришла к иконописи, как так получилось, что я выбрала именно эту профессию. И что такое для меня иконопись и икона?
К иконописи я пришла неожиданно. По началу собиралась на режиссуру, или театральное. Даже пробовала туда поступить после девятого класса, тогда как раз был набор на драматическое отделение. Но не поступила из-за очень маленького роста. Были мысли поехать поступать в биолого-почвенный или на геолога в Москву, т.к. моя работа на конференции Вернадского заняла первое место, и в московском вузе по биологии меня ждало бюджетное место. И были даже мысли поступить на хирурга, или лучше на патологоанатома. Хирургия все же очень ответственная профессия, а у патологоанатома не страшно, если что-то лишнее отрежешь.
Вот как раз в тот момент перепутья, когда меня тащило в разные стороны, Господь послал мне встречу с моим будущим супругом. И именно от него я узнала о иконописной, именно его воззрения и твердость в вере дали ответ на мои духовные поиски. А потом Бог послал и знакомство с профессиональными иконописцами, что еще более меня укрепило в выборе профессии.
Как сказала моя кума, тоже иконописец, когда я собиралась в Тобольскую Иконописную Школу: "Если хочешь стать иконописцем, готовься всю жизнь быть голодранцем." И все же, что такое для меня иконопись и икона?
Икона - это окно в горний мир, богословие в красках, окно вечности.
Иконопись - это диалог с Богом. Некая встреча с Ним, в свете, цвете, красоте, линии, молчании. Именно через икону, мой внутренний поиск закончился, я пересталась задаваться вопросом "чем бы я хотела заниматься?".
Когда в сердце поселяется Господь, то внутренняя жизнь озаряется настоящей, духовной, бесстрастной, тихой, глубокой радостью.
Принято считать, что человек от полноты своей святости, что-то делает, эта святость, его личная святость, вдруг перетекает в икону. А тут скорее наоборот, в момент работы ты начинаешь чувствовать, что может через твой труд Господь как-то тебя саму спасает, саму исцеляет - делает цельной.
Икона бесстрастна.
Кажется, что иконописец это не просто человек, а ангел во плоти, но мы все живые люди. Несоответствие - оно мучительно на самом деле. Здесь наверно стандартный набор грехов и недостатков. Как и у всякого человека, гордость, где-то тщеславие, случается и небрежение к молитве в работе, и помыслы суетные одолевают (недавно думала о том как моя старшая дочь выступила на конкурсе чтецов, не испугалась ли сцены, как рассказала?), даже материальная какая-то выгода - все это присутствует. Так, если здраво, оценить свое духовное состояние - в таком состоянии можно ли вообще что-то делать? И тем не мене икона бесстрастна.
Быть иконописцем, эта такая роль в мире, когда ты можешь оставить что-то после себя, некий результат, своего соработничества с Духом Святым в этой жизни, в надежде, что это может быть станет для кого-то мостиком в поисках Бога.
Ты - инструмент.
Есть Господь, а есть ты - инструмент. От тебя важно только, личное усердие, умение рисовать, любовь к своему труду, и к Богу. Остальное это делает Господь. Все человеческое, оно порой всегда какое-то ограниченное, а Бог действует, но как Он действует, это такая тайна.
Рождение иконы - как рождение ребенка. Тяжело, сложно, а когда образ написан - радость.
Заказчик всегда прав!" Сомнительные образы и псевдоиконы.
Тобольские записки. Жизнь в Иконописной школе. Часть 1.
5 отличий художника от иконописца.