Соловей-разбойник, оказывается, был реальной исторической личностью. Его политические взгляды и деятельность шли вразрез с политикой князя Владимира и его киевского режима, за что он поплатился головой. А при чём здесь Псков? Об этом рассказал старший научный сотрудник Псковского музея-заповедника, кандидат исторических наук Анатолий Александров.
ОТКУДА БУДЕШЬ?
В русских былинах есть странный для русского эпоса персонаж Соловья-разбойника, который сидит на ветвистом дубе и свистом за много вёрст убивает всякого, кто едет «дорожкой прямоезжей». Он предстаёт в них «птицей рахманной», в связи с чем некоторые учёные ошибочно видели его в птичьем облике. На самом деле образ птицы здесь совершенно ни при чём. Этот реальный человек прибыл на Русь из балтийско-славянских земель, из некоего города «Леденца», а затем, по пути «из варяг в греки» добрался до Киева. В былинах он предстаёт богатым гостем. Но едва ли Соловей Будимирович был богатым купцом или путешественником-мореплавателем. Он возглавлял дружину, но не вёз на своих кораблях товаров, кроме драгоценных даров невесте и её родителям, а также золота в подарок русским князьям. Князь Владимир предложил гостю и его делегации разместиться в хоромах любого князя или боярина, но тот построил собственные терема рядом с дворцом самого князя - в саду княжеской племянницы Забавы Путятишны. Апартаменты построили за сутки, что очень напоминает возведение позднейших деревянных церквей. Далее Соловей сделал предложение о замужестве княжеской племяннице. Всё это указывает на одно - заморский гость являлся высокопоставленным языческим жрецом западных славян.
ВИЗИТЫ В ПСКОВ
Соловей хорошо вписывался в северную языческую систему, к которой относились тогда и Новгород с Псковом, но никак не в южную. В этом северном мире, скорее праславянском, чем славянском, были свои обычаи, этика и свой вариант язычества. Будучи верховным жрецом языческих западных славян, чья языческая вера распространялась на Новгород, а также подчинявшийся ему Псков, Соловей не мог не приезжать в силу своих обязанностей с поездками в крупный населённый пункт, который представлял в те времена наш город. Подтверждением влияния на псково-новгородские пределы языческой политики Соловья Будимировича и его прежних соратников являются материальные остатки рядом с крупными поселениями тех лет. В восьми километрах от Старой Руссы дореволюционные учёные нашли колоссальный камень с изображением человека. Идол действительно был большой - усилиями тогдашних мастеров из него получилось 2 кубических сажени щебня. Другое языческое божество найдено близ славянского городища у деревни Подоржевка. Они чудом уцелели до исторических времён - языческих идолов разрушали.
«УЙТИ К ВЯТИЧАМ»
В 990-м году нашей эры отборные киевские войска Добрыни и Путяты, по приказу князя Владимира, отправились в военный поход - крестить Новгород. Новгородцы оказали яростное вооружённое сопротивление крестителям, но схватку проиграли. Гости сожгли город - это подтверждают археологические раскопки. Теперь верховному жрецу нечего было делать в Новгороде. И вот «Богомил, красноречия ради прозванный Соловей», опасаясь за свою жизнь, бежал с родными и приближёнными к язычникам - вятичам, которые находились в оппозиции к официальному, уже христианизированному Киеву. Это были еще те ребята... Недаром Владимир Мономах в поучении к детям упоминает, что один раз он проехал из Киева в Ростов «сквозь вятичей» - тогда это был подвиг. Беглый жрец быстро нашёл с вятичами общий язык, всячески способствуя разжиганию вражды между вятичами и официальным Киевом. Благодаря интригам «дорога прямоезжая», которая вела в столицу через вятическую землю, надолго стала непроезжей и успела зарасти. В брянских лесах - районе речки Смородины - Соловей и его люди лично контролировали ситуацию. Его стали называть разбойником, как впоследствии Разина с Пугачевым. Это свидетельствует о том, что он относился к преступникам высшего ранга, а не к мелкой уголовщине, которую на Руси именовали «тать». А вот выражение «уйти к вятичам» тогда означало «спрятаться так, чтобы не нашли».
ЗВУКОВОЕ ОРУЖИЕ?
Существует ли оно на вооружении какой-либо армии мира - неизвестно. А вот Соловей располагал таковым. Это невероятно, но складывается впечатление, что в распоряжении Соловья-разбойника имелась вихриевая пушка, оказывающая на людей психотропное субакустическое воздействие. О размерах пушки неизвестно, кроме того, что была сделана из железа и, согласно былине, имела дальность действия -12 вёрст. Оружие оказывало действие на конкретную точку на мосту через речку Смородину. Если верить одному из сказаний, в том месте лежали горы человеческих костей. Необычный звук, издаваемый Соловьём, сравнивается в летописях со звериным рёвом и одновременно шипением змеи, хотя в наших представлениях психотропное комбинированное оружие бесшумно. Напрашивается вопрос, где мог раздобыть его жрец, пусть и высшего ранга? Возможно, знания успели передать западным славянам друиды - высшее сословие кельтских жрецов, прежде чем их уничтожили, римляне во время войн в Кель-тике и Британии. По мнению израильских археологов, стены города Иерихона тоже рухнули под воздействием звука (иерихонские трубы в Библии).
АНТИТЕРРОРИСТИЧЕСКАЯ ОПЕРАЦИЯ?
В Киеве долго терпели, глядя на то, как Соловей, теперь уже разбойник, идеологически и территориально расшатывал устои государства, проповедуя «самостийность». В конце концов, были вынуждены отправить против него войска для поимки и зачистки местности от его языческих сподвижников. Эту операцию возглавил Илья Муромец (тоже личность реальная - авт.). Если письменные источники не врут, дабы списать на военную операцию «нецелевое» расходование государственной казны, его дружина составляла около 5000 человек. Илья сумел подобраться к Соловью-разбойнику на расстояние полёта стрелы и ранил его в голову. Для этого специально использовал охотничью тупоконечную стрелу. Что-то не сработало со звуком в оружии Будимировича - не получилось издать звук смертельной частоты. Тогда бы Илья погиб, а так лишь его конь споткнулся. Соловья пленили и доставили в Киев. Илья отказался от выкупа жены и детей Соловья, пытавшихся таким способом освободить мужа и отца.
ГОЛОВА - С ПЛЕЧ
В столице Руси разбойника выставили напоказ. Встав рядом с ним - это было самое безопасное место, князь Владимир попросил пленника наглядно продемонстрировать оружие, только вполовину силы. Но Соловей постарался вовсю! Итогом стали покосившиеся терема, с которых снесло крыши, множество убитых и контуженных среди дружинников и киевлян. Князь вовремя спохватился, и Илья отрубил преступнику мечом голову. По одной из версий тело разрубили на части и сожгли, а прах развеяли по ветру. Если Соловей действительно имел уникальное оружие и знания, почему Киев не воспользовался этим, взяв на вооружение? Непонятно.
Так закончил свою жизнь Богомил Будимирович Соловей - сначала послушник языческого храма в Арконе на Руяне в «зелёном лукоморье», а потом - верховный жрец языческих славян в Новгороде, и в конце жизни - разбойник. Уходящий языческий мир громко хлопнул дверью. Эпоха закончилась.
Кстати, старший научный сотрудник Псковского музея-заповедника, кандидат исторических наук Анатолий Александров - автор более сотни научных книг и публикаций. Он специализируется на изучении раннего времени псковской земли: от эпохи мамонтов до середины XI века. В том числе раннего железного века — от эпохи его начала (VIII - VII вв. до н. э. - до IV н. э.).