Воспоминания Николая Ивановича Москвина, бойца партизанского отряда "Тринадцать" на Смоленщине, командиром которого был Сергей Владимирович Гришин.
Смоленщина. Она стала для меня, сибиряка, второй родиной. В первые месяцы войны, оказавшись ареной ожесточенных боев, смоленская земля много выстрадала. Но не покорилась захватчикам. Весной 1942 года в большинстве ее районов гремели партизанские выстрелы, на большаках и проселочных дорогах горели автомашины, все чаще и чаще на перегонах железных дорог слышались взрывы, и поезда с живой силой и военной техникой гитлеровцев летели под откос.
Партизанские отряды находились здесь в особенно трудных условиях. Это был ближайший тыл центрального участка Восточного фронта. На площади в пятьдесят тысяч квадратных километров, составлявшей территорию области, было сосредоточено пятьдесят семь вражеских дивизий. Тринадцать из них стояло в резерве. Недалеко от Смоленска размещался штаб группы армий «Центр», в городе — штаб охранных войск. В Смоленске и других городах области обосновались штабы трех армий, четыре штаба корпусов, десять аэродромов стратегического значения и до полусотни крупных армейских складов.
Фашисты тщательно охраняли свои тылы. Города и крупные населенные пункты они опоясали кольцом траншей, колючей проволокой и дзотами. Вдоль железных дорог, шоссейных магистралей и большаков на сотни метров вырубали лес и кустарник, возвышенности превращали в мощные, нередко бетонированные узлы сопротивления. Вокруг крупных лесных массивов в деревнях были размещены гарнизоны, леса часто прочесывались войсками. К выполнению полицейских и жандармских функций немцы привлекали армейские части резерва, a также части, находившиеся на переформировании и отдыхе.
В этих условиях действия партизанских отрядов были до предела осложнены. В борьбу приходилось вступать часто на боевых порядках немецких дивизий и корпусов. Это требовало и героических усилий, и смелых тактических расчетов.
Но ни обилие вражеских гарнизонов и громадная концентрация войск, ни карательные меры оккупантов и чудовищные зверства войск СА и гестапо не могли потушить пламя партизанской борьбы.
Подпольные райкомы партии, оставленные на территории Смоленщины, неустанно поднимали население на борьбу с врагом. С каждым днём росла численность народных мстителей, все новые и новые отряды сливались в бригады, полки и соединения.
Благодарю, что дочитали до конца!
Подписаться на канал можно здесь: "Партизаны"
Буду Вам очень признателен, если поделитесь этой статьёй в своих соцсетях (нажав на логотип соцсети), чтобы и другие люди могли узнать больше подробностей о героических подвигах народов Руси во время Второй мировой войны в борьбе с фашизмом и за свободу своей Родины в тылу врага.