Найти в Дзене

ЗАЛПЫ ЭПОХИ

Сражение у мыса Трафальгар (21 октября 1805 г.)
Сражение у мыса Трафальгар (21 октября 1805 г.)

Парусные корабли были вершиной технического развития и сосредоточием огневой мощи своей эпохи. Если применять сухопутную терминологию, то один борт линейного корабля представлял собой от 4 до 6 полевых батарей размещённых на участке местности в 50-60 метров, причём калибр морских орудий значительно превосходил сухопутные экземпляры.

На расстоянии около 30 метров (по сути, стрельба с пистолетной дистанции) небольшое, по морским меркам, 18-фунтовое ядро прошивало 32 дюйма дубовой обшивки (почти метр). На такой дистанции самый толстый борт не мог обеспечить защиту судна. С расстояния около 100 метров 24-фунтовое ядро (средний калибр) пробивало около 5 футов дубовой обшивки (полтора метра), при этом энергии ядра хватало, чтобы вдребезги разнести стоящий за ней лафет орудия. Однако, уже с расстояния около 300 метров, даже тяжёлые 32-фунтовые ядра не могли причинить серьёзного ущерба линейному кораблю, застревая в обшивке. Таким образом, эффективное поражение линкора ядрами было возможно только на дальности до 150 метров, вполне сравнимой с размерами самих кораблей.

Исходя из этого, большинство капитанов в бою старались подойти к противнику без единого выстрела и дать мощный залп в упор. Считалось, что хорошо произведённый первый залп, может решить исход боя, для чего орудия зачастую заряжались двумя ядрами. В этом отношении показательна история боя испанского 70-пушечного линкора «Glorioso» («Прославленный») и английского 50-пушечника «Дартмут». После первого залпа «англичанин» взлетел на воздух. Из всего экипажа удалось спастись 11 матросам и одному офицеру.

Уничтожение датского флота в Копенгагене британской эскадрой. 1801 г.
Уничтожение датского флота в Копенгагене британской эскадрой. 1801 г.

Те же, кто выдерживал первый залп, дальше попадали в настоящий ад. Палубы заволакивало едким пороховым дымом, дышать было решительно не чем. Проламывающие борта или влетающие в открытые порты ядра оказывали серьёзнейшее психологическое воздействие на личный состав. Людей разрывало на части, отрывало руки, ноги и поражало обломками древесины и щепой. В темноте разносились истошные крики раненых. Случались и взрывы орудий, которые производили на палубах настоящее опустошение. Например, в ходе нападения на английский конвой, на 42-пушечнике «Простак Ричард» («Bonhomme Richard»), под командованием Поля Джонса (будущего русского адмирала), при первом же залпе разорвалось два 18-фунтовых орудия.

В таких условиях руководить боем и поддерживать дисциплину могли только опытные, закалённые офицеры. Поэтому первый лейтенант (второй человек после капитана) командовал орудиями нижнего дека – самыми тяжёлыми на корабле. Именно порядок на нижней палубе считался залогом успеха в бою. Один из таких офицеров прекрасно выведен в образе старшего лейтенанта дона Риккардо Макуа:

«Попытайся кто улизнуть или не выполни своих обязанностей, этот субчик не станет ждать трибунала, чтобы разобраться с нарушителем. Макуа не доверяет даже родной матери … Как говорят «старики»….девять лет назад, ещё мичманом, он оказался в плену у англичан…, а всё от того, что люди - почти все крестьяне, бродяги и прочая шушера, погруженная на корабль насильно, - при первых же залпах покинули боевые посты и, несмотря на все усилия офицеров, побежали на другой борт прятаться. С тех пор обнажённая сабля на плече и два пистолета, которые Макуа суёт себе за пояс при каждом аврале, напоминают всем и каждому, что второй раз он такого не допустит. А дело он своё знает. В бою у мыса Финистерре старший лейтенант, глазом не моргнув, снёс полчерепа матросу, пытавшемуся укрыться на нижней палубе.» (Артуро Перес-Реверте «Мыс Трафальгар»)
-3

Ещё более драматичные события разворачивались на верхней палубе. Плотность огня зачастую была просто ужасающая. Обломками рангоута засыпало всё окружающее пространство, не спасали даже растянутые над палубой сети. Командиры кораблей, находящиеся на шканцах, подвергались смертельной опасности (гораздо большей, чем любой генерал в полевом сражении). Тем не менее, согласно традиции, офицеры при полном параде стояли на самом видном месте, наблюдая за пушечными залпами, не взирая на куски свистящего вокруг раскалённого металла. Но самым страшным для этой эпохи было попасть под фланкирующий огонь артиллерии.

В сражении при Трафальгаре 1805 г. 104-пушечный флагман адмирала Нельсона «Виктори» («Victory») практически под прямым углом вклинился во франко-испанскую боевую линию. Оказавшись в выгодной позиции, англичане забили 68-фунтовые карронады двойным зарядом картечи, влепили сокрушительный продольный залп по корме французского 80-пушечного флагмана «Бюсантор», а потом добавили бортовыми орудиями. Все надстройки «француза» были разнесены в клочья. Почти две сотни французских моряков превратились в фарш, ещё 85 человек получили тяжёлые увечья. С лафетов были сбиты свыше 20 орудий. Потерявший большую часть личного состава флагман французов полностью утратил боеспособность. Находившийся на корабле адмирал Пьер Вильнёв был настолько потрясён случившимся, что устранился от руководства боем.

Французский 74-пушечный линкор «Редутабль» («Redoutable») под командованием капитана Люка в смертельной схватке сцепился с тем же самым «Виктори». Корабли буквально изрешетили друг друга ядрами. Французы забросали гранатами верхнюю палубу «англичанина», практически подавив сопротивление врага. Абордажные команды со штурмовыми трапами и крючьями выстроились на верхней палубе, в готовности ринуться на захват английского флагмана. Внезапно раздался ужасный вой и палубу «Редутабля» накрыло метелью картечи. 98-пушечный линкор «Темперер» («Temperaire»), встав на траверзе «француза», первым продольным залпом положил на месте больше 200 человек (треть экипажа), а потом продолжил громить «Редутабль» тяжёлой артиллерией. Упорные французы продолжали сражаться, но, потеряв около 80 процентов личного состава, были вынуждены спустить флаг.

Английский линейный корабль после Трафальгарского сражения
Английский линейный корабль после Трафальгарского сражения

В морском сражении при Лиссе 1811 года командир отряда французских фрегатов капитан Бернар Дюбордье вообразил себя Нельсоном, решив прорезать линию английских фрегатов кэптэна Уильяма Хоста. Однако британцы оказались готовы к такому развитию событий. По приказу Хоста, в установленные на борту 32-пушечного фрегата «Амфион» («Amphion») карронады, артиллеристы забили тройной заряд картечи. С расстояния менее 20 метров британцы произвели залп по флагманскому 40-пушечному фрегату «Фаворит» («Favorite»). Ужасающий шквал картечи разом унёс 45 человек убитыми и вдвое больше ранеными. Среди убитых оказались почти все офицеры, находившиеся на шканцах, и сам командир отряда Дюбордье. Фрегат «Фаворит» вышел из боя и, потеряв управление, сел на мель.

Друзья!!! В продолжение морской тематики :

РОЖДЕНИЕ ЛЕГЕНДЫ. ЛИНКОР "НАПОЛЕОН"

ПОСЛЕДНИЙ БОЙ "СВЯТОГО ЕВСТАФИЯ"

ЗАХВАТ ШВЕДСКОГО БОТА "ЭСПЕРН"

ТУРЕЦКИЙ "ВАРЯГ". ПРОРЫВ ПАРОХОДА "ТАИФ"

ТАРАННЫЙ УДАР ВО ВСЕЙ КРАСЕ. КАК АНГЛИЧАНЕ ПОТЕРЯЛИ ФЛАГМАН "ВИКТОРИЯ"

ГРЕБНОЙ КОРВЕТ ЕГО КОРОЛЕВСКОГО ВЕЛИЧЕСТВА "ДАНЦИГ"

ПОТЕРЯТЬ "КОРОНУ", "МЕЧ" и "ДЕРЖАВУ"

ПРО ПЬЯНСТВО И РАЗГРОМ "ЗОЛОТОГО КОНВОЯ"

ОХОТА ЗА "СЕРЕБРЯНЫМ ГАЛЕОНОМ"

КТО НЕ ЗНАЕТ АДМИРАЛА БЕНБОУ?

ЗА ЧТО РАССТРЕЛЯЛИ АДМИРАЛА БИНГА?

ДОРОГУ ДИЛЕТАНТАМ. КАК СОЗДАВАЛАСЬ ТАКТИКА ПАРУСНОГО ФЛОТА

-5

Спасибо что дочитали до конца. Если понравилась публикация ставьте "лайк" и будете видеть посты чаще. И конечно же, подписывайтесь на канал, будет ещё много интересного.