Вчера произошло то, чего в течение двадцати лет не могли добиться антифашисты, дипломаты и все прочие. Чего не сумели они, удалось коронавирусу: в столице Латвии Риге из-за чрезвычайного положения впервые за десятилетия не состоялся традиционный "парад эсэсовцев".
Этот парад за годы проведения стал:
1) частью местной идентичности (если в 90-х маршировали сами экс-участники Латышского легиона Waffen SS, то сейчас — активисты национально-патриотических партий);
2) любимым местным событием российских государственных СМИ (оно год за годом наглядно подтверждает тезис "в Прибалтике чествуют нацистов", что дает возможность риторически пожаловаться в никуда на прибалтийскую русофобию);
3) неприятной неизбежностью для эмигрантов из России (бывшие московские VIP-ы, осыпающиеся в ходе непрерывного российского элитопада, довольно плотно оседают в бывшей союзной здравнице Юрмале. Оттуда они вот уже десять лет подписывают петиции "Путин должен уйти" и борются за права россиян под гнетом Путина. В дни парада латышских эсэсовцев они смущенно молчат, потому что если вякать против радушных хозяев, то можно и вид на жительство на стол положить).
Маршей было даже два: утренний, для самих добровольцев, и вечерний — для их группы поддержки: блогеров, активистов тыла, блогеров, собирателей гуманитарной помощи, блогеров, журналистов, блогеров, патриотичных гастарбайтеров и блогеров. В ходе мероприятия празднующие ритуально сходили к посольству России, пальнули в него из ракетницы, порвали флаг и покидались камнями. Посольство России в ответ ничем не кидалось. На торжественном митинге выступающие заверяли, что победа близка, цитата: "Российской Федерации скоро конец, достаточно посмотреть, что у них на Кавказе, что в Москве — я был там, я это видел. Им скоро конец".
Так вот.
День латышского легионера и День украинского добровольца не просто близки по дате проведения. Формально опирающиеся на события двух разных эпох, они на удивление схожи по своей сути и логике.
Легионеры Waffen SS были обычным пушечным мясом рейха, поставленным под ружье в тот момент войны, когда истинные арийцы, достойные носить немецкое оружие, начали у рейха трагически заканчиваться. Но когда в 90-е возникла необходимость, они были быстро и иррационально пересочинены в "бойцов за свободу своего народа от русского агрессора, пусть им и пришлось сражаться под чужим флагом". По сути сам факт того, что на Россию свалились все проблемы бывшего СССР — от распоряжения ядерным арсеналом до распоряжения космосом, ядерной энергетикой, флотами, океанами, Заполярьем и разруливания этнорелигиозных войн национальных окраин, — весь этот список забот и проблем оказался благодетельным. Все эти заботы и проблемы, которые хочешь не хочешь следует решать, а решать можно только на высоком цивилизационном уровне, удержали Россию от сползания в хуторской вышиваночный псевдофолк и в деградацию. Наследие СССР само по себе диктовало столько обязанностей, что не могло удержаться в руках "верхней вольты с ракетами". В свое время Советский Союз точно так же, кстати, принял в руки наследие Российской империи — что во многом определило его прорывы и подвиги XX века.