Найти тему
Роман Кутергин

История авиации. Десантный планер Ц-25

Задание на проектирование планера Ц-25, рассчитанного на 25 десантников или 2 200 кг грузов, было выдано П. В. Цыбину в конце 1943 года. Его опытный экземпляр построили в конце 1944 года на заводе десантного оборудования № 468 в поселке Бескудниково (ныне район Москвы). Из-за нехватки рабочих к его строительству привлекли планеристов ВДВ, кому не хватило планеров, и кто имел столярные и слесарные специальности.

-2
-3
-4

Конструкция

Ц-25 изготовлялся из древесины, которая больше всего подходила для машин, рассчитанных на одноразовое применение. Ц-25 имел высокопланную схему с трапециевидным крылом, доставшуюся от своего предшественника КЦ-20, разработанного П. В. Цыбиным совместно с Д. И. Колесниковым в 1941 году и строившимся для ВДВ в 1942–1943 годах. Из-за отсутствия большого грузового люка проявился главный недостаток планера КЦ-20 – невозможность полностью использовать его грузоподъемность. Этот недостаток был учтен при проектировании нового планера. Так же в новой машине кабину экипажа перенесли в верхнюю часть носового отсека, что должно было снизить травматизм и гибель экипажа при посадках на необорудованные площадки, на лес, на городские кварталы.

-5
-6
-7

-8

Носовую часть нового планера Ц-25 выполнили откидной в правую сторону. Грузовая кабина имела длину – 6, ширину -1,8, высоту 1,7 метров. Для погрузки техники или 25 десантников служил двухколейный трап, который в полете использовался как сиденья. По сравнению с КЦ-20, аэродинамика Ц-25 ухудшилась из-за переноса кабины на верх фюзеляжа. Планер получился «двухэтажным» – под кабиной пилотов располагалась техника или десантники, над пилотами – люк аварийного покидания со сбрасываемой остекленной крышкой. Ухудшили аэродинамику на Ц-25 и подкосы крыла. Посадка осуществлялась на лыжу с резиновой амортизацией. Летные испытания в НИИ ВВС проводил пилот-планерист М. Ф. Романов, служивший в обычной планерной части.

-9
-10

Серийный выпуск Ц-25 освоил оренбургский авиазавод № 47. Всего построили 251 планер. Из них 24 в 1947 году, в 1948 году -127 машин, в 1949 году завод сдал заказчику 100 планеров.

Ц-25 базировались на аэродромах всего Советского Союза – от Белоруссии до Дальнего Востока. Первые планерные учения в Туле прошли осенью 1948 года с аэродрома Мясново, где базировался планерный полк. Ц-25 использовался в качестве аналога планера Ил-32 по программе, получившей официальное название «Веер», а неофициальное «Лебедь, щука и рак». Груженый планер Ил-32 с трудом таскали буксировщики Ил-18 и Ту-4. По предложению инженер-полковника Отилько, опробовали буксировку Ил-32 парой Ил-12. Прежде чем браться за буксировку Ил-32, опробовали связку «Веер» в составе Ц-25 и двух Ли-2. Ц-25 пилотировал Е. С. Олейников, а Ли-2 – А. Д. Алексеев и Ф. У. Колесниченко.

Тактико-технические характеристики планера Ц-25:

Размах крыла – 25,20 м;

Длина – 16,55 м;

Площадь крыла – 70,00 кв. м;

Масса пустого – 2 340 кг, нормальная полетная – 4 200 кг, максимальная полетная – 5 000 кг;

Экипаж – 2 человека;

Полезная нагрузка: 25 десантников.

-11
-12
-13