Дорогие друзья, в нашей печати ударение над словами, к сожалению, не проставляется. Поэтому мы часто не знаем, как правильно произнести то или другое слово.
Тем не менее, орфоэпическая норма (норма ударения) существует.
Беда только в том, что у каждого слова эта норма своя. По крайней, мере мы часто так думаем.
Все эти годы в школе вас, вероятно, заставляли запоминать ударение в трудных словах. Я же вам предлагаю увидеть орфоэпическую закономерность.
То есть понять, как вычислить ударение в словах, в которых все вечно путаются. Но предупреждаю, мой метод работает не в 100% случаев. Хотя для решения задания 4 в ЕГЭ этого вам вполне хватит.
Итак, приступим к рассмотрению конкретного задания.
1. мозаИчный
Давайте увидим, как образуется это слово. От какого другого слова и при помощи чего оно образуется?
Мозаичный <— мозаика
Образование идёт от слова мозаика с помощью суффикса -н- .
Ударение при словообразовании переходит с буквы а на букву и. Это понятно? Очень хорошо. А теперь я буду подбирать похожие существительные и тем же образом образовывать от них прилагательные.
Существительные должны быть тех же грамматических характеристик (того же рода, склонения, в том же числе, падеже), той же структуры, той же длины по слогам, с аналогичным ударением.
В идеале они должны даже рифмоваться.
Во подборка существительных.
мозАика
архАика
динАмика
ромАнтика
Понятно, что "динамика" и "романтика " не очень-то рифмуются со словом "мозаика", но я же сказал, что рифмование — это в идеале.
А теперь давайте образовывать с помощью суффикса -н- прилагательные:
мозАика — мозаИчный
архАика — архаИчный
динАмика — динамИчный
ромАнтика — романтИчный
Видите закономерность?
Сделали мы это для того, чтобы увидеть аналогичные случаи словообразования и обнаружить ударения, в которых мы не сомневаемся.
Я, например, не сомневаюсь в ударении в слове "романтичный" и "динамичный". И если они в одном ряду со словом "мозаичный", то и в нём ударение будет такое же.
Ребята, ещё раз предупреждаю, этот приём работает часто, но не совсем всегда. Но со словом мозаИчный всё правильно, ударение поставлено верно.
2. вероисповедАние
Прежде всего смотрим на структуру слова. Структуру проще всего выяснить методом словообразовательной цепочки.
Посмотрим, как корень шаг за шагом обрастает приставками, суффиксами, другими корнями.
Ударение как падало на букву е в корне, так и падает. Та что, скорее всего, в задании оно проставлено ошибочно, чтобы запутать нас.
3. досуха
Подбираем наречия аналогичной структуры с приставкой до-
дОсуха <— сухой
дОверху <— верхний
дОсыта <— сытый
Казалось бы, всё понятно. Увы, это работает не всегда:
добелА <— белый
дотемнА <— темный
Друзья, когда закономерность ударения в похожих словах найти не получается, надо заякорить в памяти нужное нам слово другим способом. Например, рифмой.
Дед мороз без посоха
Губы вытер дОсуха.
Я понимаю, что забавно, но это работает. Пользуйтесь рифмой.
4. зАняли
Чтобы увидеть ударение в таком слове, подберем инфинитивы с корнем -ня- , но с другими приставками.
занять —> зАняли
обнять —> Обняли
отнять —> Отняли
принять —> прИняли
Отметим закономерность. В этой личной форме глаголы, которые мы подобрали, имеют ударение на приставку. Значит, предположение верно.
5. одолжИт
Как и в случае выше, возьмем похожие глаголы. Пусть они будут совершенного вида, с приставкой 0-, и пусть они у нас рифмуются.
одолжить —> одолжИт
освежить —> освежИт
окружить —> окружИт
Правило работае. Но, ребятки,будьте осторожнее, есть исключения.
Например, осушить — осУшит.
____________________________________
Ответ: вероисповЕдание
Друзья, разборы заданий можно продолжить. По вашим лайкам я пойму, нужно это или нет. Так что не забывайте лайкнуть, поделиться публикацией в соцсетях и подписаться на канал. До встречи.