Найти тему
Полит-НН.Ру

Долго, дорого, неэффективно

В Нижнем Новгороде система общественного транспорта, мягко говоря, оставляет желать лучшего.

Транспортные баталии между чиновниками, частниками и пассажирами не утихают уже больше десяти лет. Ни одна из сторон так и не ощутила себя в этой битве победителем. Сначала мэрия исправно рапортовала о соблюдении норматива количества подвижного состава на 100 тысяч населения, пока люди простаивали на остановках, не имея возможности вовремя добраться до места работы или учебы. Массовое появление коммерческих маршруток, казалось бы, решило проблему для пассажиров, но тут оскорбились чиновники: по их мнению, частники плотно сели на денежные потоки, которые никак не контролировались. Сначала городская власть обязала частников обслуживать те участки, которых муниципальный транспорт предпочитал избегать – всякие малонаселенные закоулки, на которые и бензин-то тратить жалко. Частники не отказались, и тут же у муниципалов зародились заподозрили, что вместо социальной нагрузки те получили дополнительный денежный навар. Пара новых станций метро ничего принципиально не изменила, поскольку большая часть горожан перемещается зачастую страшно далеко от места расположения негустых наших веток метрополитена или направляется ощутимо дальше всех конечных станций метро. На маршрутках такие расстояния можно было преодолевать без пересадок и, соответственно, без дополнительных расходов. Увы, с нашими скромными нижегородскими зарплатами экономия в 30 рублей актуальна для многих. Еще некоторое время спустя, мэрия откровенно захотела себе весь пассажиропоток и, соответственно, все деньги, которые горожане расходуют на проезд в общественном транспорте. При этом транспортные муниципальные предприятия Нижнего Новгорода традиционно оставались убыточными и до маршруточного бума, и после него. Проблемы их из года в год одни и те же: долги, высокий износ, склонность решать сложности путем механического повышения цен на проезд, пренебрежительное отношение к реальным потребностям населения. С приходом мэра Владимира Панова все эти проблемы обострились еще сильнее.   

В 2019 году Нижний Новгород занял заслуженное 110 место в рейтинге городов России по качеству работы общественного транспорта. И это неудивительно. В каком транспорте ездят горожане? Троллейбусы и трамваи поставляются из Москвы после того, как они на две трети выработали свои ресурсы. Для столицы они уже не годятся, а для Нижнего Новгорода – сойдет. При этом МП «Нижегородэлектротранс» ежегодно в долгах перед энергетиками и под угрозой отключения: деятельность МП не окупается.

А вот автобусы несколько лет назад город решил приобрел новые и вместительные – так называемые «гармошки». Целых 30 таких пополнили городской автопарк, и пиарщики очень старательно рассказывали, как это позитивно скажется на решении вопроса с пробками, и как здорово, что город приобрел «гармошки» в лизинг – автобусы прямо сейчас, а расплатимся постепенно. Вот только кто-то в «Нижегородпассажиравтотрансе» решил сэкономить на топливе, и новые вместительные автобусы уже несколько лет, как вышли из строя, но лизинг из бюджета все еще выплачивается. Это деньги налогоплательщиков, а не личные сбережения мэра Панова или депутатов гордумы. Деньги просто выброшены на ветер, и от этого горько. Однако ни у городских властей, ни у надзорных органов нет ни виновных, ни претензий. Что, конечно, неудивительно: никто из представителей этих структур не пользуется общественным транспортом. Где им заметить?      

В последний год война против частных перевозчиков стала особенно жесткой: у них продолжили выдирать востребованные населением маршруты, чтобы подобрать денежные потоки под муниципальные транспортные предприятия. Истекшие старые контракты просто не продлялись на новые сроки. При этом выяснилось, что взять себе деньги частников – это для муниципалов мало: средства надо, как минимум, удвоить. Обслуживать отмененные маршруты муниципальный транспорт не вышел – людей вынудили ездить с пересадками, то есть, платить по два, а то и по три раза там, где недавно проезд оплачивался единожды. Все это под нелепые речи Панова о том, что все маршруты, так или иначе, частично дублируются. Пересадки, переплаты и дополнительное ожидание на остановках неудобствами он заведомо не считает. Удобное сделали неудобным и предоставили с этим смириться. В Нижнем Новгороде транспортные проблемы решают так.

Но и это не наполнило бездонную бочку амбиций и аппетитов городской власти: появились данные о том, что стоимость проезда в ближайшее время будет повышена. С учетом всей предыстории и на фоне падения курса рубля и покупательской способности населения предложенная мера обещает вызвать мощный общественный резонанс и шквал ненависти в адрес местной власти.

Ольга Моисеева