Когда я села за написание этой статьи и ввела в поисковике “Жизненно важные лекарства пропали”, я увидела минимум по одной новости в месяц о том, что какие-то из лекарств нельзя найти в аптеках. Это продолжается уже не один год: так в чём же проблема и почему уже годами её не могут решить?
Каждый раз, когда я вижу эти новости, мне очень больно за людей. Впервые я узнала, что в стране порой пропадают жизненно важные лекарства в марте 2019 года. Это была где-то четвертая или пятая химия, мы начали искать для неё лекарство “Винкристин-Тева” и его не было в Петербурге. Винкристин входит в практически 70% схем лечения злокачественных образований, а при некоторых видах онкологии, например, лейкоз, применяется всегда.
Нам этот препарат тоже был необходим, он был основным в лечении. Когда я не нашла его в Петербурге и Ленинградской области, я расширила свои поиски до Москвы, потом до Казани, потом до Новосибирска и ещё 4 городов России - нигде не было лекарства. Более того, его там не было уже давно и не планировалось в ближайшее время. Почему - никто сказать не мог.
Врачи в клинике, в которой проходила химия, тоже не понимали, что происходит: лекарства нет, приходится менять протоколы, проценты на выздоровление у этих пациентов падают, ведь базовое лекарство для самого эффективного вида лечения в стране нет и не планируется.
Болезнь была серьёзная. Когда болеет кто-то, кого ты очень любишь - ты будешь горы сворачивать, но найдёшь нужное лекарство. Мы нашли его в Екатеринбурге: всего три упаковки остались в одной аптеке на окраине города. По счастливой случайности всё совпало: моя знакомая праздновала там день рождения и потом приезжала в Петербург на несколько дней. Нам привезли лекарство, у нас появилось ещё три недели, чтобы понять, как действовать дальше, где искать лекарство, если оно не появится.
Причина отсутствия лекарства оказалась совсем простой: на рынке появились отечественный аналоги “Винкристина” и соответственно 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» на рынке остались только они. Однако, отечественный производитель не справился и поставки лекарства остановились на месяц.
Буквально неделю назад я опять отправилась искать жизненно важное лекарство, на этот раз “Преднизолон”. Как вы думаете, что? Оно пропало! Опять! И опять из-за абсолютно глупых законов или их отсутствия. Проблемы практически на всех этапах: от производства до закупок. По всей стране срываются госзакупки, 30% тендеров отменяются. Фармпроизводители отказываются участвовать в торгах из-за очень низкой максимальной цены контракта, они не хотят работать в убыток. Из-за этого аукционы переносятся на неопределённое время, а лекарство нужно больным уже сейчас.
Прошло больше года с моего первого столкновения с этой проблемой, а мне до сих пор непонятно, почему государство так поступает с народом. Мириться с тем, что “ну, это Россия”, я не хочу. Казалось бы, есть больной, есть лекарство, которое ему поможет выздороветь. Почему путь к тому, чтобы его купить должен быть таким сложным? Почему люди должны выходить на митинги, лишь бы обратили внимание на проблему отсутствия лекарств? Почему Минздрав контролирует только цену на жизненно важные лекарства, а не их наличие в аптеках? Почему люди должны бороться с чиновниками, поднимать шум в социальных сетях, устраивать флешмобы, чтобы у них были эти лекарства? Им заняться нечем? Почему они должны делать всё это, а не просто поддерживать своих любимых в этой тяжёлой борьбе за жизнь и проводить с ними, возможно, последние их дни?
Идут годы, а вопросов к Минздраву всё ещё больше, чем ответов. Из-за ситуации с коронавирусом уже начались проблемы с поставками лекарств. Посмотрим, как государство будет решать эту проблему. Точнее, как люди будут её решать.