Найти тему
Андрей Иванов

"Сердца столиц соединяя..."

Оглавление

20 марта исполнилось 76 лет со дня возобновления движения первого фирменного поезда в СССР "Красная стрела" после прорыва блокады Ленинграда. Познакомимся с историей этого поезда подробнее.

Поезд курсировал с 10 июня 1931 года, средняя скорость первого рейса составила 69,8 км/ч, а время в пути — 9 часов 45 минут. Чтобы определить, кто будет вести состав, устроили соревнование между локомотивными бригадами.


Первый состав «Красной стрелы» состоял из синих деревянных вагонов (по европейскому стандарту). Они были построены на Сормовском заводе еще перед Первой мировой войной. В них применили железную раму и установили электрическое освещение. Последующие составы «Красной стрелы» состояли из 12 деревянных «егоровцев». Они строились на Ленинградском заводе имени И. Е. Егорова вплоть до начала Великой Отечественной войныодель поезда "Красная стрела" в синей окраске.

Модели вагонов "Красной стрелы" в синей окраске
Модели вагонов "Красной стрелы" в синей окраске

Интерьер поезда не уступал лучшим зарубежным составам. В нем были вагоны с душевыми и туалетными кабинами, купе были двух и четырехместными.Пассажиры поезда чувствовали себя как в дорогом отеле: крахмальное белье, шелковые занавески, внимательное обслуживание проводников, возможность заказать ужин в купе. В одном из вагонов был телефонный переговорный пункт, откуда можно было связаться с Кремлем, Лондоном, Парижем или Нью-Йорком. Поезд главным образом обслуживал чиновников.

На время Великой Отечественной войны рейсы были прекращены, 24 июня 1941 поезд был поставлен на хранение в депо. Первый рейс после прорыва блокады Ленинграда (по официальным данным) был отправлен 20 марта 1944 года. В состав поезда была включена платформа с зенитной установкой. Время в пути составляло 16 часов из-за неудовлетворительного состояния дороги.

В 1954 году поезд возглавил новый паровоз П36, прозванный «Генералом» за лампасы по бокам. Этот паровоз стал последним серийным паровозом СССР. Время в пути сократилось до 9,5 часов.

-3

В конце 1958 года во главе поезда встали тепловозы ТЭ7. Рейсы теперь совершались без отцепки локомотива, в пути следования менялась только бригада. Специально для обслуживания «Красной стрелы» ТЭ7 выпускался в специальной окраске — темно-синей с белой полосой, под цвет вагонов.

-4

К концу 1962 года была завершена электрификация Октябрьской железной дороги. «Красную стрелу» начали водить чехословацкие электровозы.

-5

Остановки в Малой Вишере, Окуловке и Калинине были отменены. Единственной остановкой стало Бологое, а время в пути сократилось до восьми с половиной часов. Параллельно с переходом на электрическую тягу, вагоны поезда перекрасили в красный цвет. Теперь название поезда полностью соответствовало его окраске.С 1976 года в «Красную стрелу» поставили вагоны марки «Аммендорф», построенные в ГДР. Их качество отвечало высоким запросам советской элиты.

В составе «Красной стрелы» впервые в истории советских железных дорог был запущен вагон СВ.

С 1965 года при отправлении «Красной стрелы» с Московского вокзала Ленинграда по вокзальному радио транслируется «Гимн великому городу» Р. М. Глиэра. Из Москвы с 1996 года поезд отправляется под песню «Москва» Олега Газманова. В 1976 году был введён второй рейс «Красной стрелы» (еженочно отправлением на 4 минуты позже первого — 23:59). Сейчас этот поезд носит название «Экспресс». С мая 2002 года после отмены остановки в Бологое поезд следует без остановок — время в пути сокращено до 8 часов ровно.

Поезд обслуживается двумя составами вагонного участка Санкт-Петербург-Московский» (ЛВЧ-8) Северо-Западного филиала Федеральной пассажирской компании.

В настоящее время подавляющее большинство рейсов осуществляется под тягой электровоза ЭП20.

-7

Особенности и отличия "Красной стрелы" от остальных фирменных поездов

  • Если обычный купейный вагон вмещает в себя 36 пассажиров и разделен на 9 купе, то вагон 2-го класса «Красной Стрелы» — 32 и 8 купе соответственно.
  • Электрическая схема вагонов позволяет разместить 2 розетки на 220 вольт и систему индивидуального кондиционирования воздуха (которую могут настраивать сами пассажиры, а не проводник), отдельную для каждого купе.
  • В вагонах отсутствуют «титаны», для нагрева воды используется обычный бытовой чайник, установленный в специальном шкафчике в купе проводника.
  • Постельное белье сделано из льна и хлопка, благодаря чему пассажирам обеспечен более комфортный сон.

"Красная стрела" в метро

9 октября 2006 года в честь 75-летия запуска поезда "Красная стрела" в Московском метро был запущен под тем же именем.

-9

Снаружи поезд был окрашен в красный цвет вместо обычного синего, горизонтальная полоса жёлтая вместо белой, крыши вагонов серебристые, на дверях вместо обычного рисунка стилизованное число 75. Внутри — жёлтые поручни, красные сиденья, на стенах расклеены материалы об истории поезда «Красная стрела».

5 августа 2016 года, впервые за 10 лет, постоянная экспозиция поезда была обновлена. Перезапуск состава приурочен к 85-летию одноимённого фирменного поезда, а также ко Дню железнодорожника. Внешний вид вагонов претерпел некоторые изменения: основная гамма раскраски, включая надписи с названием поезда, сохранилась, однако жёлтый рейлинг вдоль кузова, а также стилизованные числа 75 в процессе обновления были закрашены. Во внутреннем оформлении вагонов использованы исторические документы и уникальные фотографии из архивов ОАО «РЖД».

-10

В 2020 году «Красная стрела» сохраняет один из самый комфортных графиков между Москвой и Петербургом (отправление в 23:55, прибытие в 7:55). И хотя на маршруте между двумя столицами уже немало других поездов, не уступающих "стреле" в уровне комфорта, "Красная стрела» до сих пор остается символом некоей «элитности» на железной дороге.

Спасибо за внимание! "Лайк", если статья понравилась!