Сегодня на работе состоялся разговор с молодым поколением. Удивительно, но они уже не называют Советский Союз «совком» и «колхозом», хотя ещё недавно было именно так. Сталин у них- «эффективный управленец», а самый большой ужас-дефицит модных, либо вкусных товаров.
Конечно, это не совсем правильно. Радует же, что ребята стали размышлять. Ещё недавно легион молодых экспертов рассуждал на просторах интернета о несчастной жизни их родителей в «Союзе». Диванные и пляжные эксперты, они конечно же лучше обо всём знают, чем мы, в «Союзе» рождённые.
Так вот: тема разговора была об индивидуальности. Я вспомнила основополагающий принцип социализма: «от каждого по способностям, каждому-по труду». В формулировке заложен избирательный подход к каждому конкретному человеку. Индивидуальный.
Я помню самые различные занятия в школе, после уроков-называлось это «кружкИ», и совершенно бесплатно, со школьниками занимались преподаватели самых различных дисциплин и умений-кружок авиамоделирования, театральный, «юный химик, техник, художник», а ещё КИД-клуб интернациональной дружбы, где мы усиленно учили языки и переписывались с ребятами из других стран.
А вот работать «в команде» нас дрессировали в микро-партийных организациях :октябрятской, пионерской и комсомольской. Кому было интересно-тот был активистом. Многие потом стали первыми бизнесменами новой России, но чему удивляться-умение организовать вокруг себя людей и процессы, эти люди получили в придачу к школьному аттестату.
Каждый из нас что-то умел лучше остальных, многие потом связали с этими умениями свою жизнь. У нас из класса вышли автомеханики, портные, фотографы, нефтяники, педагоги, медики.
Более или менее, все устроены в жизни, «проскочили» перестройку, создали семьи, родили и вырастили детей. Нам интересно встречаться: гитара, песни, танцы ( мы ещё недавно ходили парами заниматься и назывались красивым словом «сеньоры»). Мы много что умеем. И нам есть о чём рассказать.
Что наблюдается сейчас? Из каждого утюга слышно про важность работы в коллективе. Командный метод. Президентский кадровый резерв громко гордится умением работать «в команде». Всем колхозом. Может быть поэтому, пока папка из Кремля не даст «волшебный пендель», на местах ничего не решается? Может хватит навязывать этот дурацкий метод «командного решения»? Может пора учить молодых брать индивидуальную ответственность за свои решения? Не перекладывать на «весь колхоз» и не ждать окриков сверху?
Метод коллективизации насаживается со школы. Не «от каждого по способностям», а «каждого в способную команду».
И это СССР обзывали «колхозом»?
Нет, юные ребята, как бы вы сейчас не заблуждались, у нас быть не таким как все было даже модно. Для этого нам не надо было менять ориентацию, уродовать себя пластикой, или выпячивать задницы на фоточках. Нам достаточно было научиться играть на гитаре, пианино, выучить английский, сшить или связать шмотку, как из того журнала, который Светке (Машке, Вальке) папа из Москвы привёз.
Я застала самый пик, расцвет страны. У нас уже были ЭВМ, и первые «компьютерщики» (других названий ещё не придумали), тоже были-инопланетянами, практически.
Кто-то «химию» на башке делал, кто-то юбку из замшевых салфеток шил, кто-то кубик Рубика быстрее всех крутил.
Почти каждый из нас был в чём-то "скрипач на крыше"-такой один, уникальный и неповторимый.
Я точнее всех стреляла, и быстрее всех пацанов управлялась с автоматом. Ну ещё отлично училась, играла на «фано» и гитаре. Всё, успех-обеспечен. Но для этих достижений нужно было приложить усилия. Это не губы накачать.
В моём Советском Союзе ожидалось «от каждого по способностям», способности эти развивали и уважали.
Может, именно поэтому из нашего поколения (+- несколько лет) вышло так много интересных музыкантов, актёров, спортсменов, политиков...
А вот «колхоз» по-моему, это во многом-сейчас. Человека со школы приучают к тому, что он-винтик. Винтик не имеет своего мнения.
У него задача другая-быть частью большого механизма.