Найти тему
В КИНО БЕЗ ПОПКОРНА

Почему фильм ЗАРАЖЕНИЕ стал самым популярным фильмом в мире?

Когда я узнала, что фильм ЗАРАЖЕНИЕ (Contagion, 2011) стал самым популярным в мире, я сначала удивилась. Зачем добавлять накала? Но потом я задала себе вопрос. А зачем вообще мы смотрим кино? Когда ещё не было кино и даже книг, люди рассказывали друг другу истории, так они делились своим опытом, давали возможность пережить этот опыт другим. И сейчас когда нам страшно, мы хотим пережить это, набраться опыта в безопасном пространстве фильма. Чтобы выходить в жизнь во все оружии.

Несмотря на звездный кастинг: Мэтт Дэймон, Джуд Лоу, Кейт Уинслет, Гвинет Пэлтроу, фильм не набрал высоких рейтингов в год выхода. И вдруг выстрелил сегодня! Психологически он помогает структурировать информацию, там много схожего с тем, что происходит сейчас, психике важно на что-то опираться в кризисных ситуациях. Кризис может быть и личным, не обязательно для этого вселенский апокалипсис.

Кадр из фильма ЗАРАЖЕНИЕ, 2011
Кадр из фильма ЗАРАЖЕНИЕ, 2011

На стрессовую ситуацию есть две реакции: бей или беги. Кто-то предпочитает бегство во что-то доброе, светлое, красивое. И поэтому в трудные времена становятся популярны комедии, фэнтези и прочее, чтобы можно было там укрыться от реальности. Но от реальности никуда не деться, более рациональный путь - действовать. А для того, чтобы действовать нужно иметь определенный уровень развития. И в этом опять помогает кино. Серьезные драмы предпочитают люди готовые к личностному росту. Они не закрываются от болезненного опыта, а смело идут в него, дабы проработать свои страхи, боли и прочие ограничивающие заморочки.

Кадр из фильма ЗАРАЖЕНИЕ, 2011
Кадр из фильма ЗАРАЖЕНИЕ, 2011

В фильме хорошо показаны модели поведения, как по-разному действуют люди, находящиеся на разных уровнях развития. На уровне первичных потребностей - еда, безопасность (та самая гречка) - здесь человека легче всего выбить из равновесия. Выше - любовь и принадлежность, близкие - здесь возможна манипуляция, но люди более устойчивые. И ещё выше те, кто чувствует ответственность шире, глобальнее. Вирус в фильме страшнее и кинематографичнее, чем COVID-19. Поэтому тревожным не стоит его смотреть сейчас. И стоит помнить, что это не документальное кино. Хотя многие углядели в нём предсказание сегодняшней пандемии (там правда много совпадений).

Кадр из фильма ЗАРАЖЕНИЕ, 2011
Кадр из фильма ЗАРАЖЕНИЕ, 2011

© Лена Сатера

Искусство драматургии, как способ творить свою жизнь - подписывайтесь на мой telegram-канал!