Найти тему
Книжный сундучок

Габриэль Гарсиа Маркес: писатель-пророк о безграничной и бесконечной власти

Чехарда с в очередной раз обвалившимся рублём, с переписыванием законов и тотальным подглядыванием самопровозглашенных за рабами очень напоминает пророчество, изданное почти 50 лет назад на другом континенте. Но разве такое возможно?

Наверное в этом и состоит истинное дарование писателя. Предупредить людей, предостеречь и научить. Нет, Габриэль Гарсиа Маркес не написал книгу о России.

Но я отчаянно уговариваю себя не проводить прямых аналогий. И самой себе кажусь неубедительной.

"Осень патриарха" наиболее полно раскрывает тему человека во власти.

Генерал Маркеса, этот случайно провозглашённый патриарх - собирательный образ, метафора безраздельной и вечной власти, сотканный из реальных прообразов лидеров современной ему Латинской Америки. Но знал ли этот колумбийский пророк, что опишет и нас с вами много лет спустя? Знал ли он, что его пророчество сбудется ни один раз и ни в одной стране?..

Мы не знали никакой другой истории своей родины, кроме той, которая была историей его самого, мы не знали иного отечества, кроме того, которое он сотворил по образу своему и подобию, меняя его пространственные измерения и заставляя само время течь сообразно его абсолютной воле. (с) (Г. Маркес "Осень патриарха")

Вариант обложки романа "Осень патриарха", открытый источник
Вариант обложки романа "Осень патриарха", открытый источник

Никто уже не помнит, когда генерал пришёл к власти и как он там оказался. Вся его биография - это клубок противоречивых сплетен, историй, легенд, щедро скармливаемых народу. Так что уже сложно отличить правду от вымысла. И со временем все попытки прекратились. Ведь генерал был и будет всегда. И нет другой реальности.

... но тем не менее он правил так, словно был уверен, что не умрет никогда. (с) (Г. Маркес "Осень патриарха")

Однако природа авторитарной власти такова, что не существует правителя без народа. Ведь власть влияет не только на того, кто ею наделен, но и на тех, на кого она распространяется. Не бывает власти без подчиненных. Именно поэтому "Осень патриарха" не только о правителе, но и о людях. О тех, кто наклеивает на окна бумажные звезды, чтобы менять время суток по команде. О тех, кто заставляет часы бить лишь два раза, чтобы время текло медленнее. Это роман о народе, который свою ненависть прячет за восторженными транспарантами, о народе, который свое тихое равнодушие скрывает за громкими хвалебными возгласами.

А ведь он знал с самого начала, что его обманывают в первую очередь те, кто ему угождает, знал, что за лесть берут чистоганом, знал, что толпы, с ликованием славящие его и желающие ему вечной жизни, сгоняют силой оружия; все это он знал и приучил себя жить с этой ложью, с этой унизительной данью славы, ибо в течение своих бессчетных лет не раз убеждался, что ложь удобней сомнений, полезнее любви, долговечнее правды; он уже ничему не удивлялся, когда дожил до позорной фикции власти: повелевал, когда все уже было ему неподвластно, был прославляем, когда утратил свою славу, и утешался подчинением приближенных, не имея уже никакого авторитета. (с) (Г. Маркес "Осень патриарха")

В гротескной форме Маркес показал, к чему приводит неуемная жажда власти. Причём не только страну, пусть и вымышленную, но и самого властителя. Он показал, как власть сжирает человека, не умеющего ею пользоваться. Власть даёт всё, но оставляет обездоленным. Власть наделяет могуществом, но делает человека беспомощным. Власть несёт в себе величайшее одиночество для её обладателя.

... не понимая, что жажда власти порождает лишь неутолимую жажду власти, не понимая, что насытиться властью невозможно не только до конца нашего света, но и до конца всех иных миров. (с) (Г. Маркес "Осень патриарха")

Но время - это не стрелки часов, которые можно двигать по приказу. И за каждым расцветом наступает осень. И даже абсолютным властолюбцам не дано этого избежать.

... город очнулся наконец от векового летаргического сна, в который он был погружен вместе со всем своим превращенным в гниль величием. с) (Г. Маркес "Осень патриарха")

Величайшее дарование писателя - создать пронзительно точный роман, актуальный во все времена. Но это же есть и величайшее проклятие автора: предсказать историю, которая сбудется ни один раз; видеть, как грустная комедия абсурда разыгрывается уже не на страницах романа, а в жизни реальной страны. Человечество не усвоило урок. Пора перечитать материал.

Все материалы канала "Книжный сундучок" являются собственностью его автора и защищены авторским правом. Любое копирование, публикация и другое использование возможны только с письменного разрешения автора со ссылкой на канал. ©