"Счастья не обещает, но скучать не придется"
Наш консультант -- Вита Банга, искусствовед
1. Леонардо да Винчи (1452–1519). "Дама с горностаем", 1489–1490 гг.
Героиня портрета – Чечилия Галлерани, юная и очень образованная фаворитка герцога Лодовико Сфорца, несколько лет провела при его дворе. Потом он завел себе жену и новую любовницу. Жена ревновала его к обеим пассиям, он выдал красоток замуж за услужливых дворян и отправил в провинцию. А как только жена герцога умерла, Чечилия вернулась ко двору и предложила второй возлюбленной герцога, которая тоже вернулась, – дружбу, ему – любовь обеих. Герцог был счастлив. Фактически Чечилия жила в двух браках сразу – в тройственном союзе со Сфорца и его любовницей и со своим супругом. Именно Чечилия открыла первый в Европе литературно-музыкальный салон. Она дружила с Леонардо да Винчи, и он ею восторгался. Как любой «демон», она не знала границ в своих желаниях и находила самые неожиданные способы, чтобы возвеличить себя.
На полотне – женщина юная, но чертовски умная, хитрая, уверенная в себе. Упитанный мускулистый горностай, прильнувший к ней, символизирует герцога Сфорца (он состоял в Ордене горностая), которого она не выпускала из рук всю жизнь.
2. Франческо Хайес (1791–1882). "Портрет Кристины Тривульцио Бельоджозо", 1832 г.
Демонические, мятущиеся женщины были невероятно популярны в девятнадцатом веке. Портреты многих из них писал великолепный живописец Франческо Хайес, но Кристина Бельоджозо занимает в ряду романтических героинь особое место. Эта итальянская аристократка боролась за независимость Италии от Австрии, потом в одиночестве на два года укатила на Восток, где жила при дворцах султанов, изучала астрологию, черную магию, каббалу. По возвращении написала несколько книг, основала в Милане журнал «Италия» и ежедневную газету и жгла свою жизнь с двух концов.
На полотне она сидит у открытого бюро и смотрит на нас лукавым взором – очевидно, в ее голове зародился еще один безумный план. Счастья она не обещает. Но скучно с нею не будет.
3. Эдвард Мунк (1863–1944). "Мадонна", 1894 г.
Прообраз Мадонны – скандинавская красавица Дагни Юлль. Она была женой знаменитого польского писателя Пшибышевского. Жила в вихре страстей, на нервах, на пределе, перемежала супружескую страсть связями на стороне, которые обсуждала с мужем. В 1901 году Дагни вместе с сыном и очередным богатым любовником отправилась в Тифлис на отдых. Муж планировал ехать вместе с ними. Но задержался. А зря – любовник поссорился с Дагни, застрелил ее на глазах ребенка и на следующий день застрелился сам. Может, при муже он вел бы себя сдержаннее.
Эдвард Мунк был поражен чувственной привлекательностью Дагни и написал ее в образе Богоматери, что вызвало невероятный скандал в обществе. Портрет ее прекрасен и жутковат. Сразу чувствуется, что его автор – тот же самый Мунк, который написал безумный «Крик».
4. Альфонс Мария Муха (1860—1939). "Портрет Сары Бернар", 1903 г.
Как-то раз знаменитой актрисе срочно понадобился плакатик к одному из ее спектаклей. А все именитые мастера оказались заняты. Быстро выполнить заказ взялся 34-летний моравский художник Альфонс Муха. Он нарисовал шедевр, который открыл эпоху ар-деко в живописи, и восхищенная актриса стала его музой и любовницей, сделала его знаменитым. Ей исполнилось пятьдесят, но ее, как настоящую демоническую даму, никогда не смущала разница в возрасте между нею и ее возлюбленными.
Муха предпочитал писать ангельских женщин, поэтому так интересно видеть его интерпретацию «женщины-демона». На его полотне Сара Бернар – это апофеоз соблазна, чувственности и щедрой, роскошной, как начало октября, женственности. Венок из лилий, украшающий ее чело, является метафорическим обозначением возлюбленной – вспомни про «лилию долин» в Песне песней Соломона и символ высшей власти, присутствующий на гербе королей Франции.
5. Михаил Врубель (1856–1910). «Царевна-лебедь», 1900 г.
Несмотря на громадные белые крылья, образ Царевны получился вполне демоническим. Врубель писал ее со своей супруги – оперной певицы Надежды Забелы-Врубель. Она исполняла партию Царевны в опере Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане». Все демоническое в этом образе – из души художника, не от Надежды Врубель.
Его Царевна-лебедь – это падший ангел. Громадные глаза печальны, лицо прозрачно, она познала любовь и уходит в закат, манит за собою, но не обещает никакой радости. Только – холод одиночества, мрак вод морских и тревогу штормов. Царевна – по духу младшая сестра его «Летящего Демона», не столь грандиозная, но такая же мятежная. Демоническое звучание образа прекрасной Царевны отмечали все друзья художника.
6. Джованни Болдини (1842–1931). "Портрет Луизы Казати", 1908 г.
Прекрасная графиня была одной из самых богатых наследниц Италии. Она тридцать лет царила в европейском светском обществе, увлекалась черной магией, жила в роскошно отреставрированном дворце Веньеров на Большом канале (сейчас там находится коллекция Пегги Гугенхайм). Устраивала утонченные оргии и званые вечера такого масштаба, что слухи о них до сих пор гуляют по Венеции, и снимала для балов всю площадь Святого Марка. Маркиза гуляла по городу с двумя черными гепардами на поводке и с питоном на шее вместе шарфика. Ясное дело – к концу жизни разорилась, но ничуть не сожалела в старости о безумной молодости и буйной зрелости.
На картине Джованни Болдини она – настоящая черная магиня. Летящие мазки подчеркивают ее эфемерную и зловещую красоту. Автор портрета дружил с великим Дега, но был при жизни во много раз популярнее и богаче, чем тот. Причина ясна: он, в отличие от Дега, писал прекрасные лица. А люди ценят красоту намного выше, чем правду.
7. Нормунд Браслиньш (1962 г. р.). "У окна", 2007 г.
Художник любит писать обнаженную женскую натуру. Его женщины прекрасны. Кому-то может показаться – «ангельски» прекрасны. Но ни у одной из них нет живой души. Только инстинкты, обещания, томление и жажда брать все, что дают – вдруг пригодится.
А в этой замершей у окна «формата Ренессанса» красотке есть какая-то особая, завораживающая глубина – она, как нежный демон страсти, готова исполнить все ваши темные желания, но не скрывает того, что вам придется расплачиваться за каждое...
Галина Панц-Зайцева