Каждый выезжающий за рубеж, независимо от цели поездки, обязан иметь страховой полис. Большинство имеет его потому, что «надо», но есть и те, кто сознательно страхует себя от неожиданностей. Однако даже добросовестно застраховавший себя путешественник не застрахован от неприятных сюрпризов.
А все потому, что мы чаще всего не утруждаем себя изучением вопроса и чтением договора страхования. А если и читаем, то не особо знаем, какие есть альтернативы.
Приведу конкретный личный пример: травма на горнолыжном курорте. Планируем поездку в Червинию, Италия. По собственной инициативе, имея некоторый опыт экстремальных путешествий, приобрели расширенную страховку, включающую в себя покрытие последствий неаккуратного катания. Страховка была куплена в российской страховой компании, оформлена туроператором, у которого приобретался тур. Выдана под подпись о том, что «с условиями ознакомлен». Чтобы прочитать сами условия, нужно было пройти по ссылке на сайт, чего, конечно же, никто не сделал.
Отправляемся в Италию. Последний день катания — глупое падение без скорости на ровном месте в исполнении супруги. Травма связок колена, и вот она — необходимость воспользоваться страховкой! Звонок в страховую компанию. Получаем указание собирать все чеки, дабы получить компенсацию в соответствии с оформленной страховкой. Вызываем спасателей, и пока они едут — пьем чай в ближайшем кафе, приложив снег к больному месту.
Прибывшие спасатели и полицейский первым делом просят показать им ски-пасс. Цель — узнать, куплена ли местная горнолыжная страховка, покрывающая все расходы на эвакуацию. Так как страховка в ски-пасс не входит, нам предлагается эвакуация за денежку: 200 евро, оплата на нижней станции, где «спасенную» пересадят в «скорую». «Скорая» отвезет в аналог нашего травм-пункта, в Червинию, и это тоже входит в обозначенную стоимость. Если бы травма требовала госпитализации в ближайший город, есть вероятность, что сумма бы серьезно возросла
Полицейский заполняет протокол на итальянском языке, и мы отправляемся. Приезжаем на снегоходе вниз, оплачиваем, садимся в «скорую» и едем к местному доктору. В местном приемнике досрочно закончивших катание на каталке располагается француз с сильно забинтованной ногой, который обзванивает знакомых и восторженно сообщает новости. Ждем своей очереди минут 15 и заходим к доктору. Доктор также интересуется нашей страховкой и, узнав, что местной страховки нет, сообщает стоимость услуг.
Осмотр — МРТ — тугая повязка на колено — консультация на сносном английском — оплата услуг доктора — и мы, прихрамывая, отправляемся в ближайшую аптеку за фиксирующим приспособлением, обезболивающими и противовоспалительными препаратами. В аптеке нашлось почти все, что выписал доктор: таблетки, еще таблетки, ампулы с противовоспалительным и одноразовые шприцы из расчета на один укол в день. Не оказалось только наколенника, точнее — подходящего размера. Пришлось купить ортез с жесткой фиксацией, дороже того, который был необходим. Других разумных вариантов не было, поскольку других аптек поблизости нет, а тратить деньги и время на дорогу из-за разницы в 20 евро нецелесообразно. Особенно учитывая болезненность любых движений.
Общие затраты выглядят так:
- эвакуация со склона — 200 евро;
- прием у врача и МРТ — 70 евро;
- фиксирующий жесткий ортез — 90 евро;
- набор таблеток, ампул и шприцев — 55 евро.
Собираем чеки, рецепты, заключения-протоколы в файлик и везем все на родину в надежде получить компенсацию, как добросовестно застрахованные и выполнившие все предписания страховой компании.
А дома нас ждут сюрпризы! Оказывается, кое-что из произошедшего с нами отдельно описывается в договоре страхования как неподлежащее покрытию. Прежде всего, документы, подтверждающие расходы, должны быть предоставлены либо на русском, либо на английском языке.
Далее: в качестве фиксирующего устройства покрытия подлежат только расходы на... гипс. Гипс, Карл! И инъекции не считаются необходимыми при подобном страховом случае. Так что мы вынуждены были перевести все чеки и рецепты на английский за свой счет и за свой же счет стать счастливыми владельцами ортеза, ампул и шприцев на общую сумму порядка 11 000 рублей.
Были попытки вступить в переговоры со страховой компанией, призвать к здравому смыслу и объяснить, что гипс как опция отсутствовал. Что попытка его добыть потребовала бы поездок на такси в город за гораздо большую сумму и доставила бы серьезные неудобства. Что перемещаться с загипсованным коленом без костылей было бы невозможно, а костыли тоже стоят денег. Что выяснять у итальянского доктора наличие альтернативы уколам — гиблое дело. Прежде всего потому, что такой маразм трудно объяснить даже на родном языке. Были написаны и отправлены письма, получены ответы, приведены аргументы — бесполезно. Договор подписан, с правилами ознакомлены, виноваты сами. Кстати, с этим трудно не согласиться. Незнание, как мы знаем, не освобождает..
Зато теперь на этом опыте могут поучиться читатели PROТУРИЗМА.
Итак, что мы узнали?
- что, оформляя полис, нужно прочитать правила страхования внимательно. Это займет не более 10-15 минут, если опускать несущественные места. И даже знаем, что конкретно надо читать в этих правилах;
- что если предложенные условия не нравятся, надо искать то, что устраивают вас, а не платить за что попало;
- что апелляции к здравому смыслу работать не будут, никому ваши доводы и вы сами, как «дорогой клиент», не интересны;
- что расходы на оплату медицинских услуг на месте могут быть очень значительными, и нужно хорошо подумать, прежде чем соглашаться на схему «Сначала заплати — потом вернем. Наверное»;
- что за своими деньгами в подобном случае придется побегать и потратить какое-то
- количество времени — и на «побегать», и на «подождать денег»;
- что, отправляясь в страну, язык которой отличается от русского или английского, стоит не заключать договор с компанией, требующей перевода и его не оплачивающей;
- что, отправляясь на горнолыжный курорт, стоит оформить горнолыжную страховку за 2-3 евро в день вместе со ски-пассом, получить полное покрытие на все случаи, а не платить за сомнительный сервис и иллюзию защищенности. Правда, нужно обязательно уточнить, есть ли на курорте такая опция. Но в любом случае страхование в местной компании избавит вас от необходимости платить деньги за медицинскую помощь и что-то кому-то потом доказывать.
Хотя... может быть, не повезло только нам, и большинство страховых компаний имеет более дружелюбные договоры? Сдается мне, что внимательность все равно никогда не помешает.
Читайте также: Правильная палатка: как ее выбрать