Наша жизнь мчится порой так быстро, словно вагон метрополитена. Продуманные маршруты ведут по одним и тем же улицам мимо многоэтажек и городских оград. Однако средь унылых стен появляются яркие пятна, которые способны скрасить серые будни и хотя бы немного заставить улыбнуться. Как ни странно, так я описала бы качественное уличное искусство.
Каждый день по дороге на учёбу мой путь лежит мимо здания с изображением известного земляка Олега Янковского в роли барона Мюнхаузена и коронной фразой: «Улыбайтесь, Господа! Улыбайтесь!». Это граффити стало достопримечательностью города, однако общественность относится к нему довольно противоречиво: одни считают работу художника ярким и красивым акцентом, другие говорят, что подобное вмешательство в исторический центр города диссонирует с окружающей архитектурой.
А теперь мысленно очутимся в каком-нибудь закоулке или дворе. На стене жилого дома красуются странные яркие каракули, неаккуратные рожицы или нецензурные надписи…
Такие разные стили и цели у авторов, относящих своё творчество к направлению «граффити». И если одни стремятся реализовать свой потенциал, создавая шедевры, то творчество других, с точки зрения некоторых прохожих, ближе к вандализму. Но всегда ли это так? Что мы знаем о людях, которые вооружаются краской и отправляются разрисовывать «заброшки» и другие подходящие для уличного творчества места?
В этой статье попытаемся найти ответы на вопросы, разобраться не только в уличном искусстве, но и проанализировать его влияние на городское пространство Саратова.
От царапин к баллончикам
Начнём с того, что сам термин «граффити» происходит от итальянского глагола graffiare — «царапать». Поэтому неудивительно, что своеобразными «предками» современных уличных рисунков стали доисторические наскальные изображения, первые из которых были обнаружены в тридцатом тысячелетии до нашей эры.
В то время для нанесения изображения в качестве инструментов использовались кости животных, острые камни и различные натуральные пигменты. Немного позднее рисунки и тексты стали покрывать дома античных городов, статуи и распространились по всему миру. Племена Майя, восточные славяне, египтяне и другие народы оставили после себя историю на поверхности стен. С помощью подобной живописи мы можем изучить традиции, древние языки и получить информацию о ключевых событиях минувших эпох, ведь особенно популярными «царапинами» в прошлом были: имена, ритуалы, молитвы, сводки повседневных новостей, шутки и многое другое. Кстати, известен случай, когда сам Лорд Байрон оставил автограф на колоне в греческом храме Посейдона. В Германии же на стенах Рейхстага до сих пор сохранились фразы, выведенные советскими солдатами.
Начало нового этапа в становлении уличного искусства относится к 1920-м годам прошлого столетия. В Нью-Йорке, Чикаго, Сан-Пауло и других городах анонимные творцы метили свою территорию, использовали уличное пространство как холст и рисовали в знак протеста, а также разукрашивали вагоны поездов. Во времена Второй мировой войны часто встречалась надпись американских солдат «Kilroy was here» («Здесь был Килрой»).
В Париже узнаваемым выражением, навеянным забастовками 1968 года, стало «L’ennui est contre-révolutionnaire» («Скука контрреволюционна»). Популярность обрела подпись «TAKI 183», которую оставлял курьер, перебираясь из одного района Нью-Йорка в другой. Материал об этом человеке даже опубликовали в газете «The New York Times».
Однако наиболее известным стрит-арт художником, чья личность до сих пор остаётся загадкой, а сами картины оцениваются в миллион долларов — это Бэнкси. Художник из Англии начал карьеру в конце 90-х годов и снискал мировую славу благодаря собственному стилю и оригинальности в размещении работ. Он использует специальные трафареты для более быстрого нанесения сложного рисунка, что экономит время и позволяет оставаться незамеченным стражами порядка. Кроме того, его творчество затрагивают социальные проблемы и актуальные темы современности. К числу наиболее известных изображений стоит отнести граффити: «Девочка с шаром», «Заметите это под ковёр» и «Будущего нет». Сейчас место, на котором оставил свой отпечаток Бэнкси, мгновенно превращается в достопримечательность, а его стоимость увеличивается в разы. Один из легендарных случаев, связанных с работой Бэнкси произошёл на аукционе: после официальной продажи картины она наполовину самоуничтожилась в присутствии гостей. Также буквально недавно появилась информация, что сам автор заказал кражу рисунка крысы на дорожном щите в Париже. А что же насчёт отечественных граффити-художников? Прозвище «русский Бэнкси» получил Павел Пухов (Паша 183) из Москвы. Его работы, как пишет портал Crossarea, «направлены на расширение видения обычных вещей». После смерти Павла в апреле 2013 года Бэнкси посвятил ему работу «P183. R.I.P.», а Никита Номерз снял документальный фильм, слоган которого гласит:«Любое течение высохнет, но искусство останется».
Таким образом, все эти факты лишь подтверждают, что направление «граффити» - неотъемлемая часть мировой культуры и красочно отражает то, как меняется жизнь общества.
Закон и рисунок
В связи с тем, что стрит-арт практически всегда появляется на улицах нелегально и наносит ущерб имуществу, власти стремятся подвергнуть художников наказанию. В 1980-х годах в Филадельфии была образована организация, которая занималась борьбой с граффити – «Philadelphia Anti-Graffiti Network (PAGN)», затем вводились возрастные ограничения на продажу аэрозольной краски. В России проблема с граффити решается в соответствии с 214 статьёй УКРФ «Вандализм», либо обычным закрашиванием неугодных рисунков. Несмотря на это желание творить рвётся наружу, и уличная живопись появляется вновь и вновь. Многие художники рисуют свои изображения поверх граффити других мастеров и продолжают оставлять тэги (метки-подписи) не взирая на возможные санкции. Заброшенные высотки без охраны – одно из излюбленных локаций уличных живописцев, потому что эти места, как правило, никого не интересуют, но предлагают широкую свободу для творчества.
Тем не менее не все работы уличных художников наносят реальный вред. Наоборот, многие артеры с помощью своего таланта меняют облик города в лучшую сторону. Однако как же сделать это законно? По всему миру проводятся фестивали стрит-арта, например, в России в 2019 году состоялся «Urban Morphogenesis» Культурный код.
Высотные дома микрорайона «Новая трёхгорка» в Одинцово преобразились благодаря уникальным изображениям на фасадах. Согласитесь, зачем игнорировать энтузиастов с краской, если можно направить их энергию в полезное дело - достаточно предоставить площадку для реализации интересных идей. На подобных мероприятиях люди знакомятся с единомышленниками, создают арт-объекты под открытым небом и действительно украшают городское пространство! Наша провинция не исключение – в Саратове проходит фестиваль «Волжская волна». Его темой в 2018 году стала «Саратовская панорама: от основания до наших дней».
Уличные художники украсили набережную главными символами города, проиллюстрировав таким образом историю Саратова.
О творчестве от первого лица. Интервью с Leks34
Художник Александр Васильев или же, как его называют среди своих — Leks34, родился в Саратове, а затем отправился покорять Москву. Саша профессионально занимается граффити, иллюстрацией и написанием картин. Кроме того, он участвовал в нескольких выставках от проекта Арт-улей и выставлялся на фестивале «Faces&Laces». Дважды рисовал на той самой «Волжской волне», а осенью 2019 его работы стали частью выставки «Новая чувственность» в родном городе.
Почему ты выбрал именно профессию художника?
Мне с детства нравилось пачкать стены. Родители заметили мою предрасположенность к творчеству. Изначально появлялись разногласия, когда нужно было заниматься рисованием, а ровесники в это время гуляли и игрались. Наверное, в моей голове произошла «маленькая революция», из-за которой я бросил художественную школу на год. По итогу стал скучать и просто сам рисовал дома. Отец это заметил и серьёзно со мной поговорил. Мы договорились, что я не буду бросать, а он в свою очередь будет помогать. В результате я отучился и сейчас рисую на различных поверхностях, постоянно стремлюсь попробовать что-то новое в творчестве.
Так как ты родом из Саратова, что можешь сказать об уличном искусстве в нашем городе?
На мой взгляд, раньше там было веселей, а сейчас большинство художников уехало. Из тех, за чьим творчеством я слежу – это Олег Зябкин, но он мало рисует или же просто не показывает. Грин прикольно делает, у него есть стиль, так же как и у Урана.
«Граффити для души». Расскажи о том, чем ты занимаешься вне основной работы.
Пишу холсты, продумываю какие-то новые иллюстрации, да и вообще есть авторские проекты, которые затянулись из-за того, что я слишком сильно заморачиваюсь над чем-то, чего не замечают люди. Встречаюсь с друзьями, и мы вместе красим стенки, иногда катаюсь на лонге. Так же ищу различные конкурсы, в которых можно поучаствовать. Пытаюсь «вписаться» на выставки. Мне кажется, это обыденность для художника.
На твоей странице Вконтакте в графе «деятельность» указана ссылка на статью № 214 УКРФ «Вандализм». Ощущал ли ты серьёзные последствия от творчества?
Было несколько случаев, но я не думаю, что они очень уж серьёзные. Да и вообще эта статья... Я считаю её смешной.
Самый масштабный граффити-заказ, который ты выполнял?
Не знаю какой из них больше, поэтому просто перечислю: «ILLSKILL» — Москва и Питер, «Артек» в Гурзуфе, жилой комплекс «Позитив» в Румянцево, Funky World в Видном. А ещё был проект с будками для Tele2. Рисовал граффити к 9 мая в Люблино, а для ТК «360» — расписывал фасад на славянском бульваре.
Почему различные компании внедряют граффити в дизайн интерьера?
Потому что ручная работа всегда несет частичку души, а печать на бумаге не всегда даёт эффект присутствия творчества художника. Да и сам процесс завораживает клиентов. Некоторые же хотят сделать быстро и без всяких заморочек, но случается такое редко. В России ещё «ходит» такая проблема, что ищут молодых граффити-художников, которые рисуют чисто за краску, а заказчики на этом как бы экономят, но результат в большинстве случаев получается плачевный. После чего люди думают, что все художники так рисуют. Если человек кидает «обидки» на художника, потому что хотел сэкономить, то ему сначала надо разобраться в себе.
Граффити Саратова: всё, что привлекает внимание
Настала пора познакомится ближе с тем, что находится в Саратове. Кстати, граффити-репродукции картин художника Кузьмы Петрова-Водкина можно увидеть на набережной Космонавтов. Эта идея у архитектора Фёдора Гаазе появилась незадолго до участия во всероссийском молодёжном образовательном форуме «Таврида». На арт-смене участникам предоставилась возможность выиграть грант на реализацию какого-либо социального или культурного проекта. Фёдор вошёл в число победителей и получил средства на создание граффити. Молодой человек остановил свой выбор на произведениях Петрова-Водкина не случайно - русский живописец родом из Хвалынска. После согласования проекта он вместе с художником, архитектором и по совместительству тату-мастером Артёмом Есиповым приступил к воплощению задумки.
« Я изначально планировал создание граффити, но они должны были быть не просто красивыми или модными, а нести какую-то пользу, к примеру, как та же социальная реклама. Но потом я подумал, что в нашем городе было несколько поистине знаменитых художников, чьи картины сейчас печатаются в учебниках и хранятся галереях. И если музей Павла Кузнецова в Саратове есть, Борисова-Мусатова - тоже, то музея Петрова-Водкина нет, так как он родился в Хвалынске (в самом Хвалынске есть небольшой музей, но не в Саратове). Поэтому мы решили, что сделать серию изображений по мотивам его картин вместе с аннотацией, поясняющей, чьи это работы, откуда сам художник, написавший оригиналы – неплохая идея для проекта.
Вообще, сама инициатива положительно повлияла на городскую среду Саратова. Я считаю, что люди, которые не знали о таком живописце, заинтересовались и с помощью QR-кода, оставленного нами рядом с изображениями, прочитали больше информации, смогли посмотреть оригиналы тех картин, что нанесены нами на стену.
Повторюсь, я уверен, что изображения должны нести какой-либо смысл, иметь цель. Я не отрицаю того, что есть просто красивые граффити без социальной или просветительской идеи, но это другой вид арта. Подобное есть в районе скейт-парка, это подходит под тематику и создаёт атмосферу. Однако изображения картин Кузьмы Петрова-Водкина там не к месту, как граффити со скейт-парка неуместны на подпорной стене старой набережной или в том месте, где наша серия изображений.
Общественность отнеслась к новым граффити по-разному, однако в 95% случаев это была положительная реакция: кто-то даже принёс газировку, а потом пирожки. Негатив был в основном в Интернете в виде реплик вроде: «Что за картинки «соСмыслом»? Вот ближе к Ротонде нормальные трафареты - не грузят. Чисто, ярко и всё». Хотя мне непонятно, зачем нужны трафареты силуэта Консерватории, которая и так смотрит на тебя со всех открыток и магнитов. Но о вкусах не спорят... Наверное» - рассказал автор проекта, Фёдор Гаазе.
Вот так благодаря интересной концепции и инициативности создателей проекта в городе с помощью граффити были увековечены картины известного художника. Это ещё раз подтверждает, что качественный стрит-арт меняет городскую среду в лучшую сторону.
Однако в Саратове можно найти и другие примеры уличного искусства, которое удачно вписываются в городское пространство. Совместно с Романом Капёнкиным (блог об архитектуре inst:@rrrrom_), студентом кафедры «Архитектура» Саратовского государственного технического университета, мы изучили местные граффити и составили список лучших работ.
- В центре Саратова, по адресу улица Соляная, 30 в аварийном состоянии находится дом, памятник архитектуры 1857 года постройки (перестроен в 1908 году), в котором жил переселенец из Италии, художник Гектор Баракки. Окна первого этажа заколочены от вандалов досками, а на них в стиле поп-арт нанесены портретные изображения самого художника. Помимо этого, поп-арт граффити можно заметить рядом с Домом крупнейшего философа, религиозного мыслителя и профессор Саратовского университета (1917–1921) - Семёна Людвиговича Франка. Разноцветные портреты удачно вписались в стену и обращают на себя внимание прохожих, пробуждая интерес к личности философа и зданию, в котором он жил.
2. На территории складов Рейнеке, Саратовского филиала «РОСИЗО», находится очень много разных рисунков и инсталляций от местных и приезжих художников. Все сделаны контрастными по отношению к общей стилистике комплекса зданий, который является памятником архитектуры.
3. Граффити московского художника Zoom’а, расположенное на торце здания, в котором находится ресторан «Соседи» стало своеобразной фишкой заведения и часто упоминается в социальных сетях. Посыл изображения понятен и контекстуален.
4. Прогуливаясь по проспекту Кирова, можно заглянуть в один из атмосферных двориков. В нём располагаются сразу два заведения: кафе «Кофе и шоколад» и «Irish pub». Созданная атмосфера притягивает любопытных горожан и фотографов. Всё дело в дизайне: спрятавшийся за створками металлической решетки и широкой спиной розового рыцаря двор отсылает к творчеству Фриденсрайха Хундертвассера, чьими работами и вдохновились при оформлении.
5. Кофейня «Volga Coffee Roasters», архитектор - Дмитрий Назимов. Стилистка, по мнению автора, отображает образ кофейной мануфактуры — простой, но богатой интересными текстурами и вместе с тем основательной и классической, как железобетон. Яркие и бунтарские решения на стенах, навеянные творчеством PichiAvo, отразили характер основателя производства.
6. Ещё одно общественное пространство - кофейня «Coffeebus», оформленная по проекту Quadrum studio. Интерьер выполнен в стилистике ретро автобуса, в котором продают кофе, он же является ярким акцентом в интерьере кафе.
7. Завершают подборку сразу два места со схожим антуражем: двор магазина «SKILLS», специализирующегося на товарах для художников, дизайнеров и иллюстраторов, и подъезд, ведущий в Дневной клуб «Дружба». Стены обоих мест пестрят различными граффити и рисунками. Особенность заключается в том, что каждый раз там появляется что-то новое. Некоторым уличным художникам даже не хватает места, чтобы поместить своё изображение, поэтому они перекрашивают стены и наносят новые рисунки. Однако все изменения художники согласовывают с владельцами и только после их одобрения приступают к творчеству.
«Зачастую, нам попадается много примеров изображений на фасадах зданий, которые и вовсе там не нужны. Архитектор, который проектировал объект, не предполагал на нем чего-либо ещё. А если что-то делают, аргументируя это только словами "для красоты", то оно совершенно не сомасштабно человеку, выбивается из контекста и "убивает" архитектуру. Как и на фасадах зданий, так и в интерьерах, будь то граффити или суперграфика — всегда должен быть смысл и идея, ради чего всё это делается. Кроме того, всегда важно учитывать контекст» — Роман Капёнкин.
И это лишь небольшая часть того, что украшает Саратов. Изображения можно поискать в арках домов на проспекте. Особенно красочной является та, что расположена в Арт-кластере «Двор» рядом с Буфетом «Чехов» (вход с улицы Дзержинского).
На улице Советской можно заметить изображение локомобилей на одной из стен Дома Эрта—в прошлом это реклама сельскохозяйственного оборудования, а рисунок добермана охраняет ворота на Гоголя. Художница Анна Церцвадзе украсила улицу Киселёва с помощью фресок с греческими мотивами, а Евгений Мулук изобразил спящего кота на улице Тараса Шевченка (он же преобразил ворота ГЦСИ). В рамках одной статьи невозможно отметить все точки на карте саратовских граффити. Поэтому во время прогулок смотрите в оба глаза и исследуйте заколки в поисках интересного. Быть может вы найдёте что-то новое?
«Граффити- это татуировки города»
Стены запоминают оставленный след, превращая его в настоящую историю о жизни человека, дома, заведения и всего города. Стрит-арт - это не всегда о вандализме, это скорее о творчестве и его влиянии на людей, атмосферу и эстетику окружающей среды.