Найти тему

Почему именно с живописи начинается современный мир и чем Ренессанс был так важен? Джотто ди Бондоне

Оглавление
Портрет Джотто. Деталь картины «Пять основателей флорентийского искусства», конец XV — начало XVI вв.
Портрет Джотто. Деталь картины «Пять основателей флорентийского искусства», конец XV — начало XVI вв.

Все мы знаем, что Ренессанс - это какая-то очень важная эпоха в истории. Во времена ренессанса жили и работали Леонардо Да Винчи, Микеланджело Буонаротти , Рафаэль Санти. Ну да, и что? - подумал я. В чём весь цимес то? А в том, что с Ренессанса буквально начинается современный мир. Вернее, с Проторенессанса. И именно живопись внесла в это особый вклад. Об этом и поговорим.

Историческая справка

Искусство нельзя рассматривать вне исторического контекста, так что я опять его затрону.

Фреска Рафаэля Санти "Афинская школа"  (1511г.)
Фреска Рафаэля Санти "Афинская школа" (1511г.)

В школе или университетах мы часто слышали, что Ренессанс - это возвращение к греческому искусству и философии. Все эти греческие статуи, отсылки к Греции и греческим философам встречаются довольно часто в ренессансе. И тут в голове снова возникает вопрос - ну что такого? Этап уже давно пройден, зачем снова возвращаться к теме Греции? И в этот момент очень важно вспомнить тот факт, что в промежутке между древней Грецией и Ренессансом более тысячи лет в европейском обществе господствовало Христианство. Давайте проведём небольшое сравнение.

Основные идеи в головах людей в период расцвета Христианства:

  • центром вселенной являлся Бог
  • наука и философия ушли на второй план
  • были установлены строгие моральные и религиозные правила, за пределы которых нельзя было уходить

Основные идеи в период расцвета античной философии:

  • в каком-то смысле центром вселенной являлся человек. Философы рассуждали о том, какое устройство общества наиболее приемлемо для людей. Возникали вопросы о том, что для человека нравственно, а что нет.
  • понятия науки в тот момент ещё не было, но её место занимала философия. Философы стремились понять устройство мира и природу человека.
  • чёткие моральные правила установлены не были, что опять же провоцировало на размышления и поиск тех самых норм рациональным путём

И вот, с момента рождения Христа прошло 1266 лет как появился Джотто. На протяжении всего этого времени живопись была строго канонична, как и все остальные сферы жизни людей. В искусстве преобладала двухмерная иконопись, отражающая библейские мотивы.

Джотто ди Бондоне

Как сказал советский философ Мераб Мамардашвили: "Джотто вышел в трансцендентный ноль" - крутая фраза, подумал я, но ничиво не понил. Это значит, что Джотто начал с нуля, сделал то, чего до него в искусстве никто никогда не делал. В этом смысле каждый гениальный художник вышел в трансцендентный ноль.

Микеланджело вышел в трансцендентный ноль. Сезанн вышел в трансцендентный ноль. И наконец - Малевич.

Джотто переосмыслил искусство и начал стремиться к реалистичности, из плоского двухмерного изображения начал создавать глубину и объём, композицию картины. И опять-таки, сейчас это кажется нормальным, логичным, привычным и т.д. Но тогда это было немыслимо для мира искусства. Джотто нарушил традицию, существовавшую более тысячи лет. Для лучшего понимания того, о чём идёт речь, можно сравнить икону Чимабуэ и уже картину Джотто. На первом изображении икона Чимабуэ.

Одной из центральный работ Джотто принято считать "Поцелуй Иуды". Подробно эту картину разбирает Паола Волкова в своём цикле "Мост над бездной". Тут мы видим композицию, в центре которой расположены два лица - Иисуса и Иуды. Всё прописано до мелочей, каждая деталь имеет определённый смысл. Видно, как изображён Иисус - благородное лицо, золотые густые волосы, спокойный взгляд, полный сил. В то же время Иуда изображён с вогнутым лбом, маленькими глазами, копной грязных волос. Джотто впервые отождествляет физическую красоту с красотой нравственной. Очень советую посмотреть описание картины Паолой Волковой.

Фреска "Поцелуй Иуды" (1305г.)
Фреска "Поцелуй Иуды" (1305г.)

Вывод

Работы Джотто привели к тому, что в сознании художников началось переосмысление искусства. Его работами вдохновлялись Да Винчи, Микеланджело и Рафаэль. Да Винчи изображал точные анатомические картины. Микеланджело создавал скульптуры сильных, благородных, мускулистых людей, а не слабых и грешных. Рафаэль воплотил представление о возвышенных идеалах ренессансного гуманизма. За этим последовало переосмысление мироздания. Центр вселенной снова сместился от Бога к Человеку, наука начала возрождаться, наступил век Великих географических открытий, начал формироваться современный мир.