Советская группа "Ялла" из Ташкента оказалась одним из ВИА, обладавших своим лицом. И это при минимуме закрепленных в памяти народной конкретно за ней песен. Вернее, всего при одной, но речь сейчас не о ней. До знаменитого "Учкудука" было ещё далеко, когда едва получившая профессиональный статус и укомплектованная преимущественно учащейся молодежью "Ялла" вышла в эфир передачи "Алло, мы ищем таланты!".
Тогда, в 1972 году, сыграв полным составом две песни, будущая гордость узбекской эстрады очень наглядно проиллюстрировала основное кризисное явление репертуарной политики эпохи ВИА в целом. Строго говоря, с точки зрения обычного рокера вся плеяда вокально-инструментальных ансамблей – одно сплошное кризисное явление, а без упоминания рокеров серьёзно говорить о ВИА не получится. Рок, по большому счету, развивался всего в двух взаимоисключающих направлениях, обозначенных Beatles и Rolling Stones: либо умничаем, либо бесимся. Вокально-инструментальным ансамблям, представлявшим собой вариации советской эстрады на тему рок-групп, оба пути были заказаны. Беситься на сцене в СССР не положено, а умничать, обходя стороной критические замечания в адрес некоторых "слоев" без пары-тройки высших образований и ученой степени, было несколько сложно.
"Признаться надобно: не нам,
Сугробов северных сынам,
Приноровляться к детям юга.
Метелей дух не создал нас
Для их блистательных проказ.
К чему неловкая натуга?
Мы сохраняем холод свой
В приемах живости чужой".
Е.А.Баратынский
И тут на помощь нашим героям приходят народные песни! В данном случае условно народная "Ой, мороз, мороз" (автор – Мария Уварова, до совсем недавних пор наша современница). Запись 1972 года.
До определенного времени (примерно конца 70-х) у отдельных ВИА переработки народных или стилистически близких к таковым песен получались фантастически удачно. Постепенно их подходы формализовались, а успех в этом деле стал сопутствовать сначала ансамблю Дмитрия Покровского, потом… Это уже другая история, но продолжается она и по сей день. То, что сделала "Ялла", вполне могло бы потягаться со значительно более известными опусами "Ариэля" и "Песняров".
Но на всех народных песен не напасешься, да и, при всем уважении, большим разнообразием они не отличаются. И тут наши герои приникают к "копытцу", напившись из которого, любой вокально-инструментальный ансамбль теряет свое лицо и подпитываемые бит-музыкой корни, стирает всякую грань между ВИА и ресторанными певунами.
Пожалуй, самым эффектным элементом этого шоу была имитация движений наездника юношей посередине троицы подпевающих.
Так, в далеком 1972 году, на заре вокально-инструментальной эры, в коротком выступлении делающему свои первые шаги ВИА "Ялла" удалось предъявить публике Сциллу и Харибду, между которыми суждено было зачахнуть всему движению.
P.S. Кстати, вокалистка Лариса Кандалова (1950 – 2007) в том же 1972 году стала первой женой Талгата Нигматулина.
Гостелерадиофонд продолжит публиковать материалы советского телевидения с выступлениями музыкальных групп и исполнителей разных жанров.
Смотрите видео и слушайте радио на наших официальных каналах на Yotube "Гостелерадиофонд. Советское телевидение" и "Гостелерадиофонд. Советское радио".
Здесь мы расскажем вам о том, что осталось за кадром, и поможем с выбором интересных материалов.