Найти тему
Советское телевидение

"Ялла", мы ищем таланты!

Советская группа "Ялла" из Ташкента оказалась одним из ВИА, обладавших своим лицом. И это при минимуме закрепленных в памяти народной конкретно за ней песен. Вернее, всего при одной, но речь сейчас не о ней. До знаменитого "Учкудука" было ещё далеко, когда едва получившая профессиональный статус и укомплектованная преимущественно учащейся молодежью "Ялла" вышла в эфир передачи "Алло, мы ищем таланты!".

"Ялла" в программе "Алло, мы ищем таланты" (1972)
"Ялла" в программе "Алло, мы ищем таланты" (1972)

Тогда, в 1972 году, сыграв полным составом две песни, будущая гордость узбекской эстрады очень наглядно проиллюстрировала основное кризисное явление репертуарной политики эпохи ВИА в целом. Строго говоря, с точки зрения обычного рокера вся плеяда вокально-инструментальных ансамблей – одно сплошное кризисное явление, а без упоминания рокеров серьёзно говорить о ВИА не получится. Рок, по большому счету, развивался всего в двух взаимоисключающих направлениях, обозначенных Beatles и Rolling Stones: либо умничаем, либо бесимся. Вокально-инструментальным ансамблям, представлявшим собой вариации советской эстрады на тему рок-групп, оба пути были заказаны. Беситься на сцене в СССР не положено, а умничать, обходя стороной критические замечания в адрес некоторых "слоев" без пары-тройки высших образований и ученой степени, было несколько сложно.

"Признаться надобно: не нам,
Сугробов северных сынам,
Приноровляться к детям юга.
Метелей дух не создал нас
Для их блистательных проказ.
К чему неловкая натуга?
Мы сохраняем холод свой
В приемах живости чужой".
Е.А.Баратынский

И тут на помощь нашим героям приходят народные песни! В данном случае условно народная "Ой, мороз, мороз" (автор – Мария Уварова, до совсем недавних пор наша современница). Запись 1972 года.

До определенного времени (примерно конца 70-х) у отдельных ВИА переработки народных или стилистически близких к таковым песен получались фантастически удачно. Постепенно их подходы формализовались, а успех в этом деле стал сопутствовать сначала ансамблю Дмитрия Покровского, потом… Это уже другая история, но продолжается она и по сей день. То, что сделала "Ялла", вполне могло бы потягаться со значительно более известными опусами "Ариэля" и "Песняров".

Но на всех народных песен не напасешься, да и, при всем уважении, большим разнообразием они не отличаются. И тут наши герои приникают к "копытцу", напившись из которого, любой вокально-инструментальный ансамбль теряет свое лицо и подпитываемые бит-музыкой корни, стирает всякую грань между ВИА и ресторанными певунами.

Пожалуй, самым эффектным элементом этого шоу была имитация движений наездника юношей посередине троицы подпевающих.

Так, в далеком 1972 году, на заре вокально-инструментальной эры, в коротком выступлении делающему свои первые шаги ВИА "Ялла" удалось предъявить публике Сциллу и Харибду, между которыми суждено было зачахнуть всему движению.

Лариса Кандалова. ВИА "Ялла". Кадр из программы "Алло, мы ищем таланты" (1972)
Лариса Кандалова. ВИА "Ялла". Кадр из программы "Алло, мы ищем таланты" (1972)

P.S. Кстати, вокалистка Лариса Кандалова (1950 – 2007) в том же 1972 году стала первой женой Талгата Нигматулина.

Гостелерадиофонд продолжит публиковать материалы советского телевидения с выступлениями музыкальных групп и исполнителей разных жанров.

Смотрите видео и слушайте радио на наших официальных каналах на Yotube "Гостелерадиофонд. Советское телевидение" и "Гостелерадиофонд. Советское радио".

Здесь мы расскажем вам о том, что осталось за кадром, и поможем с выбором интересных материалов.

Подписывайтесь на наш канал, прошлое может вас удивить!