Политика — ложь в интересах дела. Красные сколько угодно могут обвинять федералов в политических кознях, обещать избирателю пересажать «зиминских воров», сулить отречься от привлечения коммерческих кредитов для затыкания дыр в бюджете Хакасии, а то и вовсе навязать миру мифическую компенсацию из казны процентов по ипотеке многодетным семьям – все это избирательные лозунги. Реальность жизни власти диктует другие правила.
«Часть единого»
Как бы хакасские коммунисты не рисовали публичную политику на вражьих заговорах против себя, им прекрасно известен главный закон системы отечественного государственного устройства. Региональная власть — это часть единой власти России. Дуть щеки можно сколько угодно, строить из себя жертву пиарщиков тоже, выстраивать политику на разделении региона на «своих» и «чужих» или нагонять на избирателей красного пафоса. Пожалуйста! Но есть непреложная истина. Под каким бы политическим флагом не существовала региональная власть, она часть единой конструкции системы российской власти.
Хакасия не может жить вне правового поля государства потому что в регионе на пять лет победили коммунисты и они вольны выстраивать свои законы и правила. Ежедневная жизнь и развитие республики на будущее должны обеспечиваться сегодня вне зависимости от воззрений властей Хакасии на мировой капитализм. Заработную плату надо платить, детсады строить, дороги прокладывать. Республике необходимо участвовать в федеральных государственных программах, защищать заявки и проекты региона в разных социальных сферах, обосновывать и отстаивать требования финансовых субсидий и дотаций. И еще пара миллионов дел субъекта России, для решения которых и созданы различные министерства и ведомства региона. Они-то и занимаются текущей работой.
Не политическая основа взаимоотношений региона с центральной властью проста: Субъект разрабатывает и защищает свои проекты, вносит предложения и просьбы, участвует в социальных и экономических программах федеральной власти. Москва рассматривает. Очевидно, Центр не будет бегать за администрацией региона и предлагать реализовать проекты в их субъекте, и сам с предложениями не придет. Власти территории перед центральными властями защищают социальные и экономические интересы региона. Тут нет никакой политики. Это жизнь государства без политики. Таковы правила.
Сколько бы коммунистические власти Хакасии не изображали из себя жертву козней и не сваливали неудачи на своих политических врагов, за кулисами всегда простая реальность – они обречены договариваться с центром и выстраивать рабочие отношения с федеральными ведомствами. Предлагать, требовать, добиваться, защищать, спорить, скандалить, апеллировать к общественному мнению. Словом, работать. А как показала жизнь, хорошо у коммунистов только с лозунгами. Но время красных кричалок уже прошло, пора заняться делом.
«Красная дыра собственной значимости»
Хакасия вдоволь наелась политическими триллерами в предвыборный период. Губернатор избран, власть республики определена и сегодня региону необходимы реалистичные планы социального и экономического развития субъекта и долгосрочной стратегии развития Хакасии. Участие республики в мерах государственной поддержки и развития промышленности, защита проектов республики в сфере социальной поддержки граждан. Это тяжелый, муторный труд. Защищать интересы Хакасии тяжело. Очень тяжело. Но для чего тогда нужна власть?
Необходимо добиваться, пробивать, защищать, настаивать и действительно гореть желанием улучшить жизнь родного региона. Тогда все получится. По логике вещей отстаивать интересы республики должны представители Хакасии в Москве. Именно они по поручению правительства региона обивают пороги федеральных министерств и ведомств защищают проекты республики в разных сферах. Как же идет работа? Как говорится, по делам узнаете их.
Например, день сегодняшний. В бюджете Хакасии зияет дыра в 14,5 миллиардов рублей. Обещавший отказаться от привлечения кредитов на погашение долгов глава Хакасии Валентин Коновалов заикаясь невнятно мычит, якобы, это наследие прошлой власти. А сегодняшнее народное правительство, мол, просто вынуждено брать кредиты. Те же, кто реально смотрит на окружающую действительность подтвердят, чтобы довести регион до такого состояния, это надо постараться. А если во всех огрехах виновата прошла власть, то кто сегодня должен работать над исправлением ситуации?
Казалось бы, в условиях финансового коллапса республики особая надежда на постоянного представителя Хакасии в Москве в ранге заместителя главы Юлию Исмагилову и ее столичный аппарат. Именно Юлия Вячеславовна сегодня обязана быть на передовой народного фронта защиты интересов Хакасии перед федеральными властями. Не только о благосостоянии республики речь, на кону репутация партии и Исмагиловой лично. Очевидно, еще до того, как казна встала перед неизбежностью взятия краткосрочного кредита в 1,7 миллиарда рублей, постпред была обязана как представитель региона обивать пороги федеральных ведомств и выбивать финансовую помощь Хакасии. А чем же была занята Юлия Исмагилова?
«Фантомы»
За два месяца 2020 года Юлия Вячеславовна (по ее же отчетам), провела семь встреч, поучаствовала в одном заседании, один раз провела осмотр «строящихся объектов» (к организации строительства ни к одного объекта она отношения не имеет), дала одно интервью, посетила один алтайский национальный праздник Чага-Байрам и отчиталась перед главой региона о «сокращении Постоянным представительством расходов бюджета на 43 процента».
И это все? Простите, за это платят налогоплательщики Хакасии? С таким же успехом каждый из нас может строчить красочные отчеты хоть каждый день. Неделю назад ходил на работу и поговорил с коллегой, а три дня назад посетил кино. Позавчера общался с соседом, договорились дальше общаться. Вчера ходил в зоопарк смотреть на обезьян, а сегодня был в правительстве Хакасии любоваться на чиновников. И за все это пустозвонство за счет бюджета аборигенов из далекой сибирской республики.
Где привлеченные в регион инвестиции? Где участие Хакасии в проектах возрождения и развития промышленности и программах улучшения социальной защищенности нуждающихся? Помнится, в предвыборной компании глава Хакасии Валентин Коновалов обещал чуть ли не всю промышленность в республике возродить. Кто мешает теперь? Зимин? Московские пиарщики? Тайные враги?
Госпрограмм масса, бери любую. Защищай и добивайся реализации в регионе. Или походы на праздники вкупе с заурядными встречами и есть функции представителя Хакасии на казенном содержании?
Хватит уже! Давайте говорить правду. Постпред в Москве Юлия Исмагилова известна лишь своими узами с лидером КПРФ Геннадием Зюгановым и до 2018 года она понятия не имела где находится Хакасия. Не сведущая в проблемах региона и назначенная на высокую должность представителя Хакасии в Москве вне всякого конкурса, гламурная барышня попросту тусуется за счет хакасской казны в столице, изображая бурную деятельность, публикуя эффектные фотографии и выдавая за достижения туземцам бессмысленные встречи и походы на праздники. В этом правда. А не в дешевых отчетах Исмагиловой «об экономии бюджетных средств постпредства на 43 процента». Ни один думающий человек никогда не поверить в подобные дешевые россказни. Сама возглавляет, сама экономит. Сама считает, сама отчитывается. Это красивые обороты для публики. А в реальной жизни Исмагилова просто красиво живет в Москве за счет хакасской казны, пуская пыль в глаза нетривиальной пропагандой.
Хотя, как знать, может за интересы Хакасии достойно отстаивает другой достойный коммунист – член Совета Федерации от Хакасии 71-летний член Совета Федерации от правительства Хакасии Валерий Усатюк?
Увы, я не смог найти ни одного дела в верхней палате парламента сделанное Усатюком на благо республики за год. Какую программу отстоял? Какой закон внес? Как защищал перед федеральными ведомствами хоть один проект или программу социального развития для республики? Или обосновывал необходимость финансовых дотаций региону? А может вступился за экологию региона? Что сделал товарищ Усатюк для Хакасии за год? Ничего!
Не мудрено. Усади Валерия Петровича с бездомными у Белорусского вокзала в Москве и прохожие ему полную шапку денег накидают из сострадания к отпечатку бесцельно прожитой партийной жизни на лице. Какие проекты может предложить выпускник партийной школы верхом карьеры которого к 70 годам стала должность секретарь по агитации и пропаганде Хакасского регионального отделения КПРФ? Все на что способен престарелый партийный клерк черногорского городского уровня, неожиданно оказавшегося в кресле члена Совета Федерации – это разводить бестолковые разговоры о поправках в Конституцию.
Кстати, о поправках в Конституцию России. Автор этих строк не берется в материале уходить в политический анализ пагубности изменения Основного закона (либо наоборот, необходимости трансформаций в Конституцию). Это тема для отдельного разговора. Сейчас речь о политической составляющей единой конструкции российской власти. Очевидно, что на администрацию главы региона возложена обязанность проведения голосования. Главная голосующая сила Хакасии – бюджетники. Она же может стать и основной протестной. Уже сегодня у властей республики возникли перебои с выплатой заработной платы. Можно представить, что будет если не будет денег на выплаты бюджетникам и те на выборы не придут? И в регионе выборы не состоятся? Или проголосуют, но «против»? Как будет выглядеть ситуация со стороны? Скажем, на мировой арене? Конечно, федералы публично найдут оправдание, мол, большинство же отдало голос за внесение изменений. Но из Усатюка получится знатное чучело в музей КПРФ.
Тот же сенатор от Хакасии Александр Жуков приезжает в регион и принимает участие в обсуждении экологических проблем республики, хоть и сваливается в поиск политических козней оппонентов. Но говорит и отвечает на неудобные вопросы. В то время как правительство Хакасии полностью игнорирует обсуждение и занимается лишь выстраиванием потешных, удобных себе диалогов с общественностью.
«Сила стихии или Хакасия заплатит»
В Хакасии все очевиднее потеря управления регионом исполнительной власти. Люди сами по себе, а правительство в соцсетях. Главной функцией исполнительной власти региона стала бесконечная пропаганда и взятие краткосрочных кредитов для заплаток дыр в бюджете. На март взяли кредит, а что будет в апреле? Мае? Июне? К отопительному сезону? Ответ на этот вопрос в Хакасии не знают, ни министр Новиков, ни воспитатель детского сада. Тут уже не до стратегических планов развития региона. Весну продержаться, да осень простоять. Правительство Хакасии сегодня это неуправляемая лодка, несущаяся вниз по течению горной бурной реки, а министры в ней напуганные пассажиры. Судно бросает из стороны в сторону, а седоки лишь надеются, что от следующего толчка стихии лодка не расшибется о подводные валуны.
Казалось бы, решение очевидно. Иди и разговаривайте с федеральной властью, разрабатывайте и защищайте проекты экономического и социального развития региона, принимайте и отстаивайте стратегические планы республики на будущие годы. Это даст плоды, люди почувствуют реальную работу. Вы – власть и сегодня вам создавать, защищать, пробивать, обосновывать и договариваться с центром. Хакасия росла благодаря небезразличным людям, душой переживающих за родной регион. Вспомните, какой невероятный вклад своим упорством и любовью к жизни внес в экономическое, социальное, спортивное и культурное развитие Хакасии Геннадий Вяткин.
Не хотят!
Вместо работы на благо Хакасии власти вновь пытаются уводить внимание от серьезных проблем республики пропагандистскими реляциями в подконтрольных СМИ и трогательными фотографиями Валентина Коновалова с семьей. Эксплуатация ресурса ресурс сомнительный уже потому что он стоит на иллюзиях.
Так, что прав экс-руководитель администрации главы Хакасии Владислав Никонов. Лучшее решение для Коновалова – уйти. У Валентина Олеговича еще есть время назвать себя жертвой системы и начать политическую карьеру пока окончательно не растаяла его без того надутая иллюзиями населения популярность.
Только Валентин Коновалов вряд ли уйдет. Валентин Олегович абсолютно пуст и как человек и, тем более, как руководитель региона. А терять значимость для таких людей самый болезненное. Власть для них с Юлией Исмагиловой единственная возможность сверкать иллюзиями в глазах других. Слишком уж ограничены они повышением чувства собственной значимости, чтобы радеть за общее благо. Хакасия заплатит.
Михаил Афанасьев