Странности моды и креатив модельеров удивляют нас в каждом сезоне. Тем не менее у каждого необычного тренда находятся поклонники. Так было и в древности, и в Средневековье. И это доказывают истории о неоднозначных, но очень популярных в свое время модных веяниях. Мода оказывала огромное влияние на нашу жизнь. Она никогда не стояла на месте, то, что было модно вчера, было совершенно безвкусно завтра. Мы собрали для вас самые интересные исторические факты и истории о моде, одежде и аксессуарах.
1). Египтянки носили на голове масляные конусы для увлажнения волос и тела. Конус носили целый день, он благоухал и стекал каплями по телу, придавая коже жирный блеск и пропитывая одежду ароматом. Древние египтяне знали толк в уходе за собой — здесь придумали принцип холодной завивки волос при помощи глины и первые духи. Ароматические масла очень широко использовались, а для удобства египетские модницы носили на голове конус из специально изготовленного ароматического воска. На солнце воск начинал таять и постепенно покрывать волосы и тело ароматной пленкой.
Часто это были не натуральные волосы, а парики, которые носили в Египте как мужчины, так и женщины. Голову из соображений гигиены брили наголо, а форму парика выбирали в зависимости от случая.
2. Елизаветинские» воротники стали прообразом воротников для животных. Воротники «голова на тарелке» были на пике моды в XVI веке, при правлении английской королевы Елизаветы I. Никто не мог предположить, что пришедшая из Испании мода на воротнички белья, выглядывающие из-под платья, спровоцирует такой «гигантизм». Елизаветинские воротники росли год от года, а чтобы сохранять форму, использовались каркасы, крахмал и многослойность. Гордая посадка головы знатных особ была вынужденной — попробуйте-ка повернуть голову в таком воротнике. В 1960 году врач Фрэнк Л. Джонсон обратил внимание на эту вынужденную фиксацию и изобрел воротники для животных, которые используются в послеоперационный период. И название «елизаветинские» сохранилось до сих пор.
3. Средневековые люди не отличались чистоплотностью и мылись несколько раз в жизни. Кстати, в то время придумали делать бельё из шёлка, чтобы вши скатывались, и их лапки не могли уцепиться за ткань. А чтобы приглушить немыслимую вонь человеческого тела, были изобретены духи. Но мало кто знает, что самыми популярными ароматами были запах бражки с кориандром, запах табака с чесноком и запах скипидара. Средневековые дамы из высшего европейского общества носили одежду с меховой отделкой или целые чучела горностаев, соболей и куниц поверх платья для приманки блох. Другим способом борьбы с этими насекомыми были специальные коробочки с прорезями — блохоловки.
В эпоху барокко блохоловка представляла собой небольшую коробочку с прорезями, которую дворяне носили на теле для борьбы с блохами и другими вредными насекомыми. Мылись редко, это требовало больших затрат и далеко не каждый мог себе позволить ванну, мылись в тазах, а чаще просто мыли лицо и руки, а тело протирали. Запах заглушали духами. Блохи не вызывали у людей такого отвращения как вши. Более того блохи во многих случаях вызывали к себе интерес. Дамы той эпохи придумали способ, как использовать блох в искусстве флирта. Вскрикивая от мнимых и настоящих блошиных укусов, они приглашали тем самым кавалеров к поискам зловредного насекомого. В ту пору самой эротической забавой мужчин считалось поймать блоху на любимой.
В XVII в. среди французских кавалеров считалось модным хранить, как сладкое воспоминание, блоху, пойманную собственноручно на теле дамы своего сердца. Держали блоху в миниатюрной, часто прекрасной ювелирной работы шкатулке-клетке, висящей на цепочке на шее, и блоха каждый божий день сосала кровь «счастливого» владельца.
Драгоценные палочки-чесалочки для высоких причесок помогали прогонять вшей и блох. Огромные и вычурные прически, которые были так популярны в конце XVIII века, порождали и сложности в уходе за ними. Для скрепления волос в причудливые прически дамы использовали бараний жир, что способствовало размножению блох. Блохоловки обычно изготавливались из слоновой кости, часто снабжались кольцом для того, чтобы подвешивать их под одеждой. В Китае перед сном в кровать помещали подогретые трубочки из бамбука или слоновой кости. Клопы и другие паразитирующие насекомые заползали внутрь, привлечённые теплом, трубочку с паразитами затем бросали в ведро с кипящей водой. Внутрь закручивающихся блохоловок в качестве приманки для насекомых клали небольшой кусочек ткани, пропитанный мёдом, кровью, смолой или душистыми веществами. Ни одна приличная женщина не появлялась в обществе без изящной коробочки- блохоловки. В самом деле, о каком мытье головы или расчесывании идет речь, когда у тебя на голове модель корабля, цветы в настоящей вазе или птица? Такие конструкции сохранялись долгое время, поэтому то, что в них заводились насекомые, неудивительно. Но выход был найден. Специальные палочки-чесалочки, чтобы, не повредив прическу, прогонять насекомых, были одними из главных аксессуаров придворных дам. Нередко их украшали драгоценностями, но идеальная палочка должна была быть плоской, чтобы волосы не цеплялись за нее.
Для борьбы с блохами использовался также блошиный мех, который вошёл в моду в позднее Средневековье. Известно, что блохи любят тонкошерстный мех, поэтому дворяне часто использовали в одежде мех горностая, соболя, лесного хорька или куницы для приманки на него блох. Меховые блохоловки упоминаются в описи имущества Карла Смелого за 1467 год. Самые ценные экземпляры блошиного меха в форме чучел животных с позолоченными головами и лапками носили поверх одежды. Так, например, герцогиня Феррарская получила в подарок от своего мужа соболя с золотой головой, украшенного 12 рубинами, 2 алмазами, 3 изумрудами и 4 жемчужинами. Известно более 30 изображений женщин того времени с такими блохоловками. Мода на так называемые «меховые колье», меховые горжетки с головами, хвостами и лапами животных появилась в XIX веке и не включала практической идеи защиты от блох.
Начиная с XVI века, куницы, хорьки, горностаи и крохотные собачки служили своим хозяйкам живыми блохоловками, защищавшими их от надоедливых насекомых. У мелкого зверя температура тела выше, чем у человека, блохи устремлялись на бедное животное, и оно в отличие от дамы ловило блох все время и давило зубами.
Необходимость в блохоловках отпала с ростом уровня гигиены населения, когда общественные бани и купальни заменили индивидуальная ванна и душ.
4. Известный факт того, что в эпоху Ренессанса модницы предпочитали высокий лоб и часто выбривали и выщипывали волосы, чтобы подчеркнуть лоб и шею, отражен во многих картинах того времени. А вот то, что брови и ресницы тоже были не в моде, — факт не такой известный. Модницы хотели достичь эффекта «чистого лица» и для этого делали брови и ресницы менее заметными или просто выщипывали их полностью. Самое известное свидетельство в искусстве — знаменитая «Мона Лиза».
5. Так уж сложилось от природы, что французские средневековые дамы были обладательницами совсем скромного бюста, а мужчины, как и всегда, любили большие пышные формы в глубоком откровенном декольте. Француженки пользовались двумя способами, чтобы «видоизменить» маленькую грудь: они натирали бюст настойкой молодой жгучей крапивы с марганцовкой, из-за чего грудь очень сильно опухала и увеличивалась в размерах. Второй способ был не так жесток, но на него опытные мужчины практически не клевали – надевали платье без декольте, но затягивались в корсет со специальными подкладками, симулирующими грудь хоть до 8-ого размера.
6. Парики вошли в моду, чтобы скрыть последствия эпидемии сифилиса. В XVI–XVII веках Европа очень страдала от эпидемии сифилиса. Сифилис ХVII -XVIII веков стал законодателем мод. Историк-эпидемиолог профессор Г. Гезер писал, что из-за сифилиса исчезала всяческая растительность на голове и лице. И вот кавалеры, дабы показать дамам, что они вполне безопасны и ничем таким не страдают, стали отращивать длиннющие волосы и усы. Поэтому популярность длинных волос, усов и бороды как показателей здоровья возросла. Лысый человек означало больной, люди начали стыдиться даже природного малого роста волос. А вот те, кого болезнь настигла, были вынуждены скрывать полученные изъяны под париками и одеждой. Ну, а те, у кого это по каким-либо причинам не получалось, придумали парики, которые при достаточно большом количестве сифилитиков в высших слоях общества быстро вошли в моду Но моду на парики ввел король Франции Людовик XIV. Он начал лысеть в раннем возрасте, как и его брат, король Англии Чарльз II. Доподлинно неизвестно, перенесли ли они болезнь, но десятки парикмахеров спасали имидж королей, а их примеру последовали придворные и знать. Парики стали символом благосостояния, а цена на них и средства по уходу (пудра, духи) постоянно искусственно завышалась. Мода продержалась до XVIII века, когда снова в милость вошли натуральные волосы.
7. Думать о своей красоте считалось для женщины раннего Средневековья грехом. Строгие нравы той мрачной эпохи запрещали женщинам быть сексуально привлекательными. Под запретом церкви дамы почти не красили лицо и волосы. Употребление воды и мыла, использование свежего воздуха и солнца — естественной косметики — сократилось до минимума. Подчиняясь этикету, женщины должны были ходить мелкими шажками, опустив глаза, слегка склонив голову, умело захватывать левой рукой над животом длинное платье, не волоча его по земле.
Этот обычай был связан с тем, что в тот период большим почетом пользовались беременные женщины — ведь массы людей погибали в бесконечных феодальных междоусобицах, Крестовых походах, от эпидемий холеры, чумы, и нужно было пополнять население.
… Кстати, мода на беременность и культ Девы Марии привели к тому, что женщины, по тем или иным причинам не участвовавшие в репродуктивном процессе, вынуждены были покупать себе искусственные беременные животы, привязывавшиеся к телу, либо «вмонтированные» в платье…
8. Лосины впервые появились как вид мужских парадных кожаных брюк и первоначально делались из кожи лося, откуда и название. Также — из оленьей кожи, позже из замши. Были очень узки и поэтому надевались в смоченном виде, высыхая прямо на теле. Это было очень неудобно и подчас вызывало потёртости кожи.
Изначально каждая штанина была отдельным предметом и крепилась к верхней одежде верёвками, поэтому в большинстве языков штаны и брюки являются существительными множественного или двойственного числа.
В 80-х годах XIV века для того чтоб дополнительно прикрыть пах к этому разрезу стали крепить на завязках гульфик (англ. codpiece, фр. braguette) – отдельный тканевый лоскут или мешочек. На протяжении многих лет гульфик еще оставался плоским, а потом ему начали придавать объемную форму. Так обыкновенный лоскуток для прикрытия половых органов превратился в очень модную деталь одежды. Гульфик — деталь мужского туалета — был придуман для защиты, а уже позже трансформировался в ключевую часть одежды. Акцент на ней стали делать рыцари в ХVI веке, это был один из символов силы. От рыцарей гульфик перекочевал в наряды королей и знати. Для поддержания формы использовался своеобразный пуш-ап — слои ткани, или же там хранили кошельки, монеты и мелкие вещи. Чтобы привлечь внимание к этой части одежды, ее расшивали золотыми нитями и украшали драгоценными камнями. Пик популярности гульфика был в начале XVI века, в конце же Англией стала править Елизавета I, которой такие демонстрации мужской силы пришлись не по вкусу. А королевский двор Испании был набожным и не поддерживал «срамную моду». Поэтому гульфик постепенно исчез.
9. Родиной бюстгальтера считают Францию. Первым бюстгальтером стала верхняя часть разрезанного пополам корсета. Это оригинальное решение придумала врач Гош Саро. Однако запатентовала его не она, а светская американская львица Мери Фелпс. Ее решение тоже простое и гениальное — она соединила два носовых платка с помощью ленты. Усовершенствовала и привела к современному виду русская эмигрантка Ида Розенталь, разработав бюстгальтер с чашечками разных размеров.
10. Трудно поверить, но в конце XIX века купаться в море в открытую и на людях было не только постыдным, но и считалось лишь уделом простолюдинов. Вся состоятельная публика купалась в просторных халатах (а женщины еще и в чулках).
В начале ХХ века плавание включили в программу Олимпийских игр, и женщины на пляжах начали постепенно оголять руки и ноги. Купальники того времени состояли из шорт и футболки. На соревнованиях в США австралийская пловчиха Аннет Келлерман впервые надела купальник, обнажающий руки и ноги, и была сразу же арестована. Она смогла продолжить соревнования только после того, как переоделась.
В 1920-х годах революционеркой в истории купальников стала Коко Шанель. Она первой отважилась на публичное купание на французском курорте Довиль. Шанель также ввела в моду загар, что увеличило и требования к купальникам. Их начали изготавливать из трикотажа и джерси, а крой купальников не стеснял движений. Коко Шанель создала модель купального костюма, которая продержалась в моде до середины ХХ века: цельнокроеный купальник с обтягивающими шортами до середины бедра на бретельках, в дополнение к нему шли купальная шапочка, брюки и халат.
В 1946 году произошла официальная «купальная революция». 5 июля модельер Луи Реар представил новую модель купальника, которая оголяла живот. Новый купальник назвали в честь острова Бикини, где США провели испытания ядерной бомбы. Эффект был тоже «взрывным»: жандармам приходилось разгонять толпу желающих посмотреть на девушек в новом купальном костюме. Но в 1950-е не все отваживались на нововведение, а в моде еще оставались купальники с поясом-корсетом. Распространению бикини способствовала Брижит Бардо.
Продолжение следует.....
Всем посетителям нашего канала здоровья, удачи и творческих успехов.
Не забывайте про подписку и лайки. Заранее благодарны за поддержку.
Наш канал на youtub https://www.youtube.com/channel/UCTGNSOz5R8JMxA96D8_fk6w
Приглашаем посетить наш сайт: https://lubaks-don.ru/ на сайте работает форум и доска объявлений. Заходите, пользуйтесь. Мы всегда Вам рады.
Мы в соцсетях:
«ВКонта́кте» «instagram» «Facebook» «Одноклассники»
Сделайте репост нашего видео и канала в соцсетях, чтобы не потерять информацию.