Найти тему
Слова и музыка Матецкого

KATY PERRY ВСЁ-ТАКИ ВЫИГРАЛА АПЕЛЛЯЦИЮ

Совсем недавно во всех новостях прошла информация о том, что два музыканта - и по совместительству программиста, - Дамиен Рил (Damien Riehl) и Ноа Рубин (Noah Rubin) сделали, по их словам, все возможные мелодии достоянием общественности. Суть подобного смелого заявления была в том, что они, якобы, разработали специальный алгоритм, способный сгенерировать «каждую возможную комбинацию из восьми нот и 12 тактов в MIDI-формате». После чего весь этот объём материала был выложен в свободном доступе в интернете.

Сразу же новостные сайты подхватили эту информацию, радостно сообщая всем, что использование данной лицензии позволяет сделать любые произведения общественным достоянием (то, что в авторском праве называется PD – "public domain"). Авторы этого проекта везде подчёркивали, что преследовали именно эту цель, но, в то же время, их мотивацией – опять же, с их слов, - было стремление «оградить музыкантов от возможных судебных тяжб за заимствование мелодий».

Как только в новостях прошла эта информация, мне начали звонить различные околомузыкальные ресурсы с одним и тем же вопросом: ну что, теперь больше не будет судебных процессов по авторским правам? Всё теперь общее? Конечно же, в этих вопросах был элемент злорадства: «Ага, вот и закончилось время этих проклятых «копирастов», не будут они больше авторские получать!». Но только не так всё просто  устроено в этом мире, где авторское право является скелетом, на котором держится и музыка, и кино, и изобретательство – а, значит, буквально всё вокруг… Поэтому мой ответ был  - так просто и однозначно этот вопрос не может быть решён: уж слишком много «интересантов» вокруг, так что судебные процессы по авторским правам обязательно ещё будут.

И вот, как бы в продолжение этих разговоров, пришли две новости: одна касалась старой истории с песней LZ“Stairway To Heaven”, а вторая, только что появившаяся, была про песню “Dark Horse” из репертуара Кэти Перри (Katy Perry).

Про LZ и «лестничную» эпопею мы неоднократно говорили на МАЯКе, а вот про “Dark Horse” (никакого отношения к рекорд-лейблу Джорджа Харрисона (George Harrison) песня не имеет!) я пару слов скажу.

Так вот, начнём с конца - певица Кэти Перри выиграла апелляцию по делу об авторском праве. Изначально всей её авторской команде грозил иск в размере 2,8 млн долларов.

Вкратце история такова: в июле 2014 года Перри была обвинена в плагиате песни “Joyful Noise” христианского рэпера по имени Маркус Грей (Marcus Gray a.k.a. Flame).  

-2

Грей утверждал, что занявший первое место в американских чартах хит Перри “Dark Horse” использует его мелодические элементы, взятые из “Joyful Noise”. Песня “Dark Horse” была второй по популярности в мире в том году, поэтому мотивация Грея вполне понятна. Грей и его соавторы подали в суд, а Перри и ее команда стали защищаться. Основной линией защиты стало соображение, что они никогда раньше не слышали песню «Joyful Noise».

Я думаю, что настало время послушать обе эти песни. И обратите внимание на количество просмотров у песни “Dark Horse”.

В июле 2019 года присяжные встали на сторону Грэя, и поэтому Перри вместе с пятью подсудимыми, включая продюсера Макса Мартина (Max Martin) и рэпера Джуйси Джея (Juicy J - Jordan Michael Houston), было предписано возместить убытки, причем сама Перри была должна выплатить 550.000 долларов.

И вот только сейчас апелляция отменила это решение: точнее, судья Кристина Снайдер (Christina Snyder) вынесла решение, отменяющее вердикт присяжных. В своём выступлении судья подчеркнула, что «бесспорным является факт, что фраза из восьми нот в песне “Dark Horse” не является уникальным или редко встречающимся сочетанием нот».

Во время первоначального судебного разбирательства адвокат Перри, Кристин Лепера (Christine Lepera), утверждала, что Грей и его команда «пытаются завладеть основными строительными блоками музыки, алфавитом музыки, а он должен быть доступен каждому». Обратите внимание – речь уже не шла о том, что её подзащитные не слышали “Joyful Noise”.

А вот на тему, что является «общим местом», а что нет, можно дискутировать до бесконечности. Очевидно, что точку в этом споре как раз и поставило судебное решение. Понятно, что Грей теперь намерен его обжаловать. Так что избавить мир от судебных разборов по авторскому праву двум технарям явно не удалось – пока!

Интересна сумма авторского гонорара, которую сгенерировала песня “Dark Horse” к настоящему времени – 41 миллион долларов. И просил-то Грей всего 7%! 

Вот такие весёлые песенки есть на белом свете…