6,6K подписчиков

Прошлая музыка будущего

1,3K прочитали

С этой инфекцией, пандемией, падением курса рубля и прочими печенегами прошёл мимо такой замечательный праздник - День космонавтики. Но лучше немного поздно, чем никогда. Исправляюсь.

Настоящую космическую музыку начали сочинять только после реального выхода человечества за пределы земного притяжения, то есть в середине ХХ века.

По большому счёту настоящую космическую музыку начали сочинять только после реального выхода человечества за пределы земного притяжения, то есть в середине ХХ века. Всё, что было написано до этого момента космической музыкой не является. Но мне не впервой находить чёрную кошку в пустой тёмной комнате, поэтому: Поехали!

Две симфонии старовенцев носят названия как-будто бы планет Солнечной системы. На самом деле, эти подзаголовки были придуманы даже не композиторами, а их почитателями, имевшими в виду, конечно, мифологических персонажей. Так название "Меркурий" было дано Симфонии № 45 ми-бемоль мажор Йозефа Гайдна, а эпитетом "Юпитер" награждена Симфония № 41 до мажор Вольфганга Амадея Моцарта.

Также мифологический (или точнее астрологический) характер носят названия частей симфонической сюиты "Планеты" Густава Холста.

Далее в бой вступают кинорежиссёры. Полёт их фантазии может из практически любого музыкального произведения сделать космическую музыку. Что для этого требуется? Соответствующая визуализация.

Мог ли предполагать Иоганн Штраус-сын, что его "Вальс на прекрасном голубом Дунае" будет символизировать достижения человека в области строительства космических станций? Нет. А Стэнли Кубрик смог в фильме "2001 год: Космическая одиссея".

Абсолютно гармонично вписался в космический видеоряд грандиозный "Восход" Рихарда Штрауса из симфонической поэмы "Так говорил Заратустра". Мощные аккорды начинают и заканчивают фильм.

Композитор Эдуард Николаевич Артемьев для фантастического фильма Андрея Тарковского "Солярис" аранжирует прелюдию фа минор (BWV 639) для органа на тему хорала "Ich ruf’ zu dir, Herr Jesu Christ" Иоганна Себастьяна Баха. Музыка в данном случае символизирует тоску улетевших в дальний космос людей по родному дому.

Авторская музыка Артемьева к "Солярису" не менее интересна и занимательна. Это очень своеобразное хитросплетение натуральных шумов, оркестровых записей и звуков электронного синтезатора. На мой взгляд, именно эта музыка стопроцентно заслуживает звания космической.

Мелодии для самой известной киносаги о космосе - "Звёздные войны" - композитор Джон Уильямс написал без применения электронных инструментов. Мотивы далёкой-далёкой галактики стали любимыми уже не у одного поколения землян.

А у наших детишек до определённого времени музыка космоса была неразрывно связана с шедевральным мультипликационным фильмом "Тайна третьей планеты" по произведениям Кира Булычёва. Автором музыки к нему является советский и российский композитор Александр Сергеевич Зацепин.

Совсем не о космосе был телевизионный фильм "Гостья из будущего", но саундтрек к нему - просто Космос, а финальная песня на музыку Евгения Крылатова рвёт сердце ностальгией. Безжалостно.

На самом деле на канале уже выходило несколько публикаций на околокосмическую тематику. Кому интересно - кликайте:

Что будут слушать инопланетяне - музыка, улетевшая за пределы Солнечной системы на "Вояджерах"

Лунная тема в мировой музыке - от Винченцо Беллини до Майкла Джексона

Видеоподборка использования тематики "Марса" Густава Холста в рок-музыке

Влияние Планет на рок-музыку - кто и как цитирует Холста

А вообще уже давно для вас собран каталог публикаций.

Без традиционной несмешной байки нельзя, кто догадается как она связана с космосом - пишите в комментариях.

Однажды знаменитый итальянский тенор Беньямино Джильи попал на операционный стол. Операцию делали под наркозом. От волнения певец начал считать невпопад: "Один ... пять ... восемь ..."
Врач попросил его считать более внимательно, на что певец ответил:
- Доктор, не забывайте, что я нахожусь в затруднительном положении - со мной нет моего суфлёра.