Вы знаете, кто такие «клакёры»?⠀
«Клака» - это организованная группа людей, которая аплодирует или освистывает за деньги. Клакёр от фр. claque – «хлопок ладонью». Их цель - поддержать какой-либо спектакль или навредить конкурирующему театру. Массовая практика клакёрства возникла во Франции в XIX в и быстро распространилась по всей Европе. Без них не обходилась ни одна премьера. Часто не зрители решали, что ждет спектакль- успех или провал. ⠀
Итальянский оперный певец Энрико Карузо однажды был освистан на сцене «Teatro Nuovo» в Неаполе из-за того, что не смог заплатить перед выступлением клакёрам. Его провал никто «не заказывал». Среди клакёров было нормой обычное вымогательство. Певцам приходилось платить деньги, чтобы не быть освистанными без причины. ⠀
Особо процветала клакёрская мафия в миланском театре «Ла Скала». Оперному певцу Федору Шаляпину в 1901 году предлагали купить аплодисменты, грозя провалом, но он отказался. Из письма Шаляпина в миланскую газету: «Мне говорят, что клака – это обычай страны. Этому обычаю я подчиняться не желаю. На мой взгляд, это какой-то разбой». ⠀
Сейчас практика клакёрства встречается редко, но метко. Например, прошлой осенью на премьере спектакля «Норма» М.Диденко некие люди бойкотировали показ. Клакёры, это были именно они, а не настоящие активисты, создали в сми нужную шумиху и привлекли внимание к постановке. ⠀
Историями с клакёрами грешит Большой театр. Википедия пишет про случаи, когда танцовщики платили за аплодисменты. В 2013 году в газете The New York Times вышла статья Эллен Барри про Романа Абрамова, который руководит клакой Большого театра и сотрудничает с актерами.
Журналист провела расследование и взяла у него интервью.⠀В статье она пишет: «Его работа состоит в том, чтобы управлять аплодисментами на основе тайных соглашений с танцовщиками, используя людей, посаженных среди обычных зрителей. Зачем это надо танцовщикам? Они хотят потешить свое самолюбие или боятся завершить танец в тишине зала. Это сотрудничество может продолжаться годами; оно может иногда переходить в грязные, мстительные драмы». ⠀
Месть выражается в неуместных хлопках посреди сложного танца, частом кашле в зале, смехе и громко падающих на пол вещах. Так, у Абрамова была вражда с Н.Цискаридзе, который не хотел с ним сотрудничать. Клакёры в зале намеренно его сбивали во время танцев, и он падал на сцене. Бывший худрук балетной труппы С.Филин назвал клакёров «домовыми Большого театра». ⠀
Любопытная информация. Кому интересно прочитать целиком, вот ссылка на статью. Похожий материал я нашла также у GQ от 2018 года. В нем приводится интервью с танцором Большого театра Игорем Цвирко: «Артист всегда точно знает, что хлопает клакёр – аплодисменты у этих людей крайне громкие». ⠀
Вот такие теории заговора из мира театра. Теперь вы знаете, кто эти люди, бурными овациями встречающие порой странные и посредственные спектакли, или громче всех кричащие «Браво!». Надеюсь, эта практика все же не массовая и этого нет в театрах, куда мы ходим. ⠀
⠀
А вы слышали про клакёров и подобные истории в театрах?⠀
Наш отзыв о балете "Сильфида" и опере "Бал-маскарад" в Большом театре.⠀
Наш обзор экскурсии по закулисью МАМТа читайте здесь., а обзор театральных буфетов читайте здесь.
Фото на заставке: ⠀Dominic Bugatto nytimes.com