В Плимутском университете решили ответить на этот вопрос и провели исследование на 22 школьниках в возрасте от 8 до 9 лет. Их разделили на 2 группы по 11 человек и посадили на урок математики. Сначала обе группы обучал педагог - данной уровень взаимодействия был обозначен как pre-test. Затем, первую группу обучал педагог, вторую – робот-гуманоид. Этот уровень назвали - post-test. Программа обучения в двух группах была абсолютно одинаковой. Занятия были индивидуальными для каждого ученика.
В результате дети в обеих группах были эффективны в своем обучении и усвоили урок. Однако, если показатели эффективности обучения на уровне pre-test были практически одинаковыми, то показатели по уровню post-test различались – 0,89 против 0,67 в пользу педагога!
Анализ полученных данных показал, что при взаимодействии с ребенком педагог никак не был ограничен в социальном поведении, то есть он мог пользоваться социальными сигналами при взаимодействии с учеником, например взаимный взгляд (mutual gaze), которые не были доступны роботу. По мнению ученых, невербальльная коммуникация привела к большей эффективности педагога, по сравнению с роботом, при обучении детей.
На этом ученые из Плимутского университета не успокоились и создали робота способного подавать социальные сигналы! Для этого они наделили его человеческим лицом и способностью к формированию и удержанию зрительного контакта. Прежде чем допустить свое творение к обучению детей они решили его испытать на мероприятии по сбору благотворительных пожертвований.
Критерием эффективности, подаваемых роботом социальных сигналов, был объем собранных им средств в двух режимах. Первый режим - без формирования и удержания зрительного контакта, второй режим - вместе и ним.
В результате робот во втором режиме собрал на 32,2% средств больше, чем в первом. Это маленькое исследование косвенно подтвердило гипотезу ученых о повышении эффективности взаимодействия человека с роботом при наличии у последнего возможности к невербальному взаимодействию.
Теперь отвечаю на вопрос - как это связано с аутизмом?
По данным ученых, гуманоидные роботы привлекают в два раза больше внимания (зрительного контакта) ребенка с аутизмом чем человек при прочих одинаковых условиях, например, на коррекционных занятиях. С учетом того, что нарушение зрительного контакта является одним из наиболее ранних признаков расстройства аутистистического спектра (РАС) и может сохраняется у детей с аутизмом длительное время, можно предположить что в "лице" робота ребенка "привлекает" как раз отсутсвие невербальной составляющей и возможности к подаче социальных сигналов. То есть, если говорить о роботизированной коррекции детей с аутизмом, то роботы не должны быть человекоподобными.
Больше информации о коррекции аутизма на моём профиле в инстаграм @dr.piskunov
Фото - Timothy Archibald
#аутизм #робот #роботы #педагог #учитель