Найти тему
Россия во мгле

Милые уголки старого Стамбула: постскриптум

Разместив некоторое время назад несколько текстов о милых уголках старого Стамбула:

Милые уголки старого Стамбула, или За что на самом деле нужно любить этот древний-древний Город

Милые уголки старого Стамбула-2

Милые уголки старого Стамбула-3

Милые уголки старого Стамбула: женский взгляд

Милые уголки старого Стамбула, часть заключительная

  • и получив в результате этого некоторое количество лайков (огромное спасибо всем поставившим! - получая даже столь скромное признание своих трудов, понимаешь, что не зря старался), а также некоторое количество нелицеприятных откликов (типа автор ничего не понимает в Турции и в Стамбуле, типа автор скучный тип, и он только и ищет, где бы подсмотреть какие-нибудь мерзости), считаю нужным кое-что добавить.

Мне действительно нравятся все те "милые уголки", которые я успел за время своего короткого путешествия в Стамбул "подсмотреть". На самом деле, конечно же, я ничего не "подсматривал", а просто гулял по улицам (иногда целенаправленно, иногда не очень) вместе с женой и фиксировал на смартфон всё, что тем или иным образом меня задевало, ну или "западало в душу".

Стамбул - великий город. Многие не согласятся, но Стамбулу повезло с местом расположения - он находится в одной из самых "ключевых" точек планеты Земля. Таких точек, как мне кажется, и десятка на всю планету не наберётся. Кто-то это называет "геополитический узел", кто-то скажет просто - "место удобное", кто-то (эзотерики разные) - "место, или средоточие силы". Не важно. Важно, что тем, кто здесь живёт, с местом повезло - впрочем, как и с климатом (на Новый год от +6 до +10, и это, как я понял, стандартная ситуация, а не как у нас в этом году аномальная). В отличие, например, от многих других народов планеты Земля.

Но при всё при этом - при всех богатствах бывшего стольного града Константинополя - живут в нём на самом деле очень разные люди, от миллиардеров до бедняков. Мне - как человеку очень простому - естественно, ближе последние. Дворцы и мечети Стамбула (как и прочие виллы, "паласы", "резиденции" и все остальные распиаренные на весь свет строения) растиражированы даже не на миллионах - а, пожалуй, на десятках миллионов изображений - хоть в интернете, хоть на бумаге. У меня, если честно, всё это уже "навязло в глазах", хотя я и сам, каюсь, приложил к этому некоторую руку (несколько фоток мечетей не удержался и тоже выложил).

Однако самое главное, что я хотел показать, - вовсе не мерзость и нищета в отдельных уголках города Стамбула. Я просто хотел показать те места, которые "обычным" туристам, особенно тем, кто ходит с группами, увидеть не удаётся. И сказать простую вещь - город хоть и древний, но живут в нём вполне себе современные люди, такие же, как и мы с вами. У некоторых из которых нет денег на нормальное жильё, - ну и что с того? В конечном итоге они тоже люди.

В завершение хочу привести цитату из книги известного специалиста по Турции Дмитрия Еремеева (я прочёл уже три посвящённые Турции книги его пера, и от каждой получил удовольствие) "Турция в годы Второй мировой и "холодной" войн (1939-1990)" - просто в качестве пояснения к своим снимкам "милых уголков старого Стамбула":

«К 1960 году с земли было согнано около 200 тысяч крестьянских семей. Такой была оборотная сторона медали капиталистического развития турецкого сельского хозяйства.
В деревне возник огромный избыток рабочих рук. В поисках работы сельские жители двинулись в города. В результате этой миграции городское население ежегодно увеличивалось на 10%; более миллиона бывших крестьян стали горожанами.
Однако с устройством на работу их ждали немалые трудности: в стране и без того росла безработица — в 1955 году 500 тысяч безработных, в 1960 — уже более 700 тысяч.
Во второй половине 50-х годов улицы Стамбула, Анкары, Измира и других крупных городов заполнили пришельцы из деревень. Они брались за любое дело: становились продавцами-разносчиками, чистильщиками обуви, старьёвщиками, привратниками, прислугой. Стать «комнатным слугой»(одаджи) было мечтой переселившегося крестьянина. Такие слуги в Турции за небольшое вознаграждение (бахшиш) подают хозяевам и их гостям чай или кофе, выполняют мелкие поручения. В каждой конторе также есть один-два одаджи.
Эти новые горожане по-своему решали возникшие жилищные проблемы. Снимать комнату им было не по карману. Поэтому они возводили собственное жильё, и в турецких городах появились скопления лачуг.
Дело в том, что в Турции, как, впрочем, и в Италии действует неписанный закон, оставшийся от обычного права Римской империи: если на пустующей земле скрытно, в ночное время, возвести дом и успеть покрыть его крышей, то власти уже не могут снести такое жилище. Оно соответственно и называется «ночная постройка» - по-турецки «гедже конду»(дословно: «села ночью»). Этой традицией и пользовались переселенцы. Раздобыв кое-какой строительный материал, они с помощью родственников и друзей за одну-две ночи возводили свои гедже конду. Но, если полиция обнаруживала такую постройку, когда крыша на ней ещё отсутствовала, то почти готовый домишко безжалостно уничтожался.
Тем не менее пустыри и окраины в городах заполнялись скоплениями таких лачуг. Из-за возникавшей в них антисанитарии властям приходилось проводить сюда воду и канализацию, как бы легализуя не вполне законные «новостройки».
Так происходила «урбанизация» Турции в эти годы. Английский журналист Дэвид Хотхэм писал по этому поводу: под носом у богатых кварталов расстилаются бедняцкие районы, как бы берущие их в клещи, и тусклые огни трущоб светят в ночи, словно походные костры враждебной армии, окружившей город.

Вот откуда, как я понимаю, и возникло в Стамбуле столько "милых уголков".

Напоследок наиболее понравившиеся мне "милые уголки". Просто не могу удержаться и не показать их ещё раз.

-2
-3
-4
-5
-6
-7
-8

С одной стороны, я всё прекрасно понимаю, - большинству путешествующих за бугор хочется оторваться от немного поднадоевшей повседневной суеты и получить "незабываемые" впечатления, насладиться "красотами", "оторваться", "зажечь", ну и так далее... И у подавляющего большинства показанные мной "милые уголки" могут вызвать единственную реакцию - "зачем мне это всё? чё, я дома этого не видел?"

На это я могу сказать очень простую вещь.

Всё время есть одни сладости не стоит - очень быстро заработаешь диабет и кучу проблем вместе с ним. Жизнь настолько многообразна и удивительна (хотя порой трудна и даже постыла), что иногда даже то, что кажется на первый взгляд безобразным, при более внимательном рассмотрении может оказаться не таким уж безобразным.

Я одно знаю - обитатели всех этих мест, или бывшие обитатели этих брошенных мест (в некоторых домах явно кто-то живёт, в некоторых - явно нет) в любом случае для меня ближе и - не побоюсь этого слова - роднее, чем разные "большие дяди" типа Эрдогана или его товарищей по партии и по элите. Хотя верим мы с ними в разные вещи и никогда не найдём общего языка, потому что они не знают - и никогда не узнают - русского, а я не знаю - и никогда не узнаю - турецкого.

Если вы люди, то в конечном счёте, даже не зная языка друг друга, вы сумеете друг друга понять.

Если вы не совсем люди (я даже не говорю "звери" - просто люди с некоторыми звериными повадками), то вы всегда найдёте повод "оторвать башку" другому.

И в конечном итоге каждый выбирает для себя, кем ему быть.