Есть свобода, видимая или внешняя, а есть невидимая - внутренняя, как и есть рабство внешнее - видимое, а есть рабство скрытое - внутреннее. Чтобы увидеть разницу, нужно прежде всего понять, кто же "Я" такой есть? Внешность или внутренность, плоть или дух? Ведь личность может владеть человеком внешним, или внутренним, плотью или духом, проще говоря, может жить по плоти или по духу.
Вот, например, гражданский паспорт - это документ удостоверяющий личность, в нем содержится фотография, отображающая внешний вид человека, и другие важные сведения, относящиеся к его личности. Таким образом, личность в большей мере характеризуется видимой внешностью, и свобода личности, в таком случае, будет относиться только к видимой плоти.
Если человек посажен в тюрьму, то он не свободен; если он ограничен в своем праве передвижения или пребывания там, где ему нравится, то он ограничен в своей свободе; если ему запрещают говорить то, что ему хочется, значит, он не имеет свободы слова; если на человека налагаются какие либо иные ограничения, корректирующие его поведение, то такие ограничения признаются ущемляющими его свободу. В общем, все, что тем или иным образом ограничивает плоть, признается нарушением свободы этой самой плоти, а так как плоть принимается за личность, то это будет выглядеть как нарушение свободы личности.
Если это действительно так, и личность определяется только во внешних проявлениях плоти, то возникает вопрос, где будет она пребывать после смерти? Что станет с внешностью, и в чем будет заключаться свобода личности? Ответ очевиден для имеющих, им и дано будет и приумножится.
Такая внешняя свобода окажется бесполезной для видимой плоти. Ведь тогда человек перестанет пребывать в собственном теле, и ему станет совершенно безразлично, свободно ли оно. Тогда будет важнее, свободна его плотская душа, или нет? Ведь в ней предстоит ему пребывать в вечности. Прискорбно, что подавляющее большинство не задается этим вопросом при жизни, несмотря на это, он никого не обойдет стороной и неминуемо предстанет перед каждым из нас в день смерти.
Личность же - это не совсем душа, но она владеет душой. Личность не определяется индивидуальными особенностями человека, она владеет или не владеет ими, так же, как она призвана владеть и всей человеческой природой. Вот, на примере Господа нашего Иисуса Христа мы видим, что Его личность овладела Его человеческой душой, только когда Он воплотился от Марии Девы и вочеловечился. Так и Писание нам свидетельствует, что человеческая личность может душу свою потерять, а может ее обрести: "ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня, тот обретет ее" (Мф 16,25)
Таким образом, для человека плотского, внешнего, наибольшую ценность имеет свобода внешняя, ведь никакой иной свободы он в этом видимом мире еще пока не знает. Так утверждается в нем свобода личности. Вот он живет в свободном обществе, ни в чем не ущемлен, он может говорить то, что думает, может делать все, что захочет, в рамках установленного государством закона.
Хороший человек, в таком случае, будет определяться внешними делами, и ничего страшного, что внутри он отъявленный негодяй, каждую секунду в своем сердце осуждает, злословит, завидует, ненавидит, ведь никто этого не видит. Главное внешне он хорош, и ко всем относится с любовью и уважением. Здесь крайне важно, чтобы его плотская внешность ничем не была ущемлена, чтобы о нем всегда хорошо говорили, и ни в коем случае не критиковали, почитали его порядочным, умным и красивым человеком. Дорогой автомобиль, большая и красивая квартира, деньги, власть... украшают человеческую внешность, становясь ее неотъемлемым атрибутом и инструментом для достижения свободы.
На самом же деле, в плотских умах формируются определенные стереотипы, которые заполняют сердца людей, превращая их в рабов собственной плоти. Она диктует человеку, что ему делать и к чему стремиться, а он думает, что свободен, и поступает по своей воле. На самом же деле, он принуждаем к ублажению самого себя посредством плоти. Таким образом, человек думает, что говорит ему плоть, идет туда, куда подсказывает ему ум, за тем, о чем он думает.
Все так называемые блага в этом мире страстей, в конечном счете, направлены на ублажение плоти, и многие стремятся к обладанию этими иллюзорными и мимолетными благами, думая, что они сделают их свободными и счастливыми. Истинная же свобода заключается в том, чтобы думать и принимать решения независимо. Такое возможно только в Господе, ведь где Дух Господень там, в свободном человеке раскрывается его сущность, и обретается естественное вожделение истинного блага. Когда же человек не принимает Господа, он вынужден думать о том, что ему навязывают, он не свободен, хотя и имеет видимую возможность принимать те или иные решения. Это и есть иллюзия свободы. Ведь внутри он раб, как же он может быть свободным?
Православие же говорит, что свобода внешняя не есть свобода истинная, она помещает человека в самое безнадежное рабство плоти. За это оно нередко подвергается самой жесткой критике. Но весь парадокс в том, что ограничение внешней, так сказать свободы, ведет к обретению свободы внутренней. Ибо, чем больше мы порабощаем свою плоть, своего внешнего человека, тем большую свободу мы получаем внутри себя. Потому что плоть - это и есть рабовладелец, посредством которого как орудием действует против души дьявол, порабощая ее, делая человека рабом греха. Но мы ведь не должники плоти, чтобы жить по плоти.
Так, например, ограничивая себя ради Христа в пище, роскоши, деньгах и удовольствиях... человек перестает раболепствовать плоти, ум его просветляется. При этом он получает познание истинного блага, и уже не стремится ко всему внешнему, пустому и временному, но пребывает в поиске своей драгоценной жемчужины в своем внутреннем человеке.
В одном из эпизодов замечательного советского фильма, который называется "Белорусский вокзал" есть сюжет, как томится в отсутствии внутренней свободы один из его героев, роль которого исполняет Анатолий Дмитриевич Папанов. Он признается своим фронтовым друзьям, что в последнее время скучает об армии. Стоишь, говорит, себе в строю, думаешь, о чем ни будь. Командуют налево, повернулся налево, шагом марш, пошел. Куда, зачем? Там знают. Идешь, главное в ногу, думаешь о своем... Таким образом, его герой избрал для себя лучшим, быть несвободным внешне, исполняя различные приказы командира, наверняка зная то, что можно и что нельзя, но внутренне думать о своем, имея свободу в своих помыслах. Нежели быть свободным внешне, иметь инициативу и самостоятельность, но внутренне быть порабощенным постоянными размышлениями о внешнем своем поведении - что правильно, а что нет.
Посему, человеку важнее получить внутреннюю свободу от Господа, посредством порабощения своей плоти. Обрести власть над всем наполняющим его внутри, нежели над всем окружающим его снаружи. Только тогда человек будет владеть самим собой.