Найти тему
House Macabre

There Will Be Blood или Нефть?

Андрей Молодкин родился в 1966 году в городе Буй Костромской области. От Буя до Костромы около 100 км. Родители Андрея работали преподавателями в университете, сам он пошел в художественную школу в возрасте 12 лет, а вдохновили его на это татуировки. В то время в России тату ассоциировались исключительно с зэками и понятиями противоположными свободе.

«Единственная свобода, которую вы имеете, - это то, что вы можете написать на своем теле» - Молодкин.

 Андрей Молодкин
Андрей Молодкин

В 1992 году Молодкин закончил факультет архитектуры и дизайна интерьера Московского государственного художественно-промышленного университета им. Строганова, но перед этим была советская догнивающая армия с 1985 по 1987 год, где Андрей перевозил ракеты и нефть по всей Сибири, а еще ел намазанный маслом и высушенный на радиаторе хлеб, пока все его сверстники захлебывались наркотой.

"Солдаты получают по два бика в день, чтобы писать письма...»

Практика Молодкина включает рисование, скульптуру и инсталляцию. Его рисунки сделаны шариковой ручкой. "Солдаты получают по два бика (производитель ручек - BIC) в день, чтобы писать письма» - так он вспоминает про единственный инструмент, которым рисовал в советских вооруженных силах, как правило, все эти рисунки часто являются «кропотливо нарисованными копиями изображений СМИ».

Картина Blue Dream, холст и шариковая ручка, 2009 год. Продана с аукциона Christie's в 2012 году за 20 125$.
Картина Blue Dream, холст и шариковая ручка, 2009 год. Продана с аукциона Christie's в 2012 году за 20 125$.

Его работы исследуют конфликт между культурой, религией, экономикой и политикой, используя узнаваемые религиозные образы и культурную иконографию в качестве своего предмета. Молодкин считает, что нефтяная отрасль является «плотью и кровью западной экономики», и комментирует, как национальный ресурс может стать национальной идентичностью. Его последний проект - попытка сделать масло из человеческих трупов с помощью гигантского автоклава.

Инсталляция Jesus - Mohammed, плексиглас (оргстекло), нефть, 2007 год.
Инсталляция Jesus - Mohammed, плексиглас (оргстекло), нефть, 2007 год.

Художник создает сложную механическую систему, состоящую из воздушных компрессоров, чугунных насосов и пластиковых трубок, которые перекачивают жидкости (чаще всего кровь или сырую нефть) вокруг полого плексигласа. В 2009 году Молодкина пригласили на 53-ю Венецианскую биеннале для участия в русском павильоне, выставка называлась «Победа над будущим». Для павильона Молодкин представил свою работу «Le Rouge et le Noir», мультимедийную инсталляцию с двумя полыми копиями статуи Ники Самофракийской, греческой богини победы. В инсталляции была использована кровь русского солдата и ветерана чеченской войны, смешанная с чеченской нефтью внутри скульптуры.

Le Rouge et le Noir
Le Rouge et le Noir

В 2013 году его скандальную инсталляцию «Catholic blood» сняли с выставки в галерее Void в Дерри (Северная Ирландия). Инсталляция затронула спорные исторические противоречия в Ирландии, поскольку ее идея основана на акте о католической помощи 1829 года и особом пункте британской конституции, который, запрещает любому члену парламента консультировать главу государства по церковным вопросам, если они касаются католической церкви. Работа оказалась противоречивой из-за выбора материалов, в ней использовалась кровь местных католиков. В создании арт-объекта приняли участие 36 добровольцев, в числе которых был сын католического священника. Все они сдали кровь для инсталляции, после сего разгорелись споры.

"Некоторые люди злились, что я не использовал католическую и протестантскую кровь. Они чувствовали себя обманутыми, потому что я выбрал только католическую, но я никогда не собирался смешивать религии" - позже прокомментировал Молодкин.

Специальный фармацевтический холодильник содержал образцы донорской крови, которая с помощью промышленных компрессоров накачивала форму в виде витража Вестминстерского дворца. Помпа насоса издавала в почти пустом помещении адский грохот, напоминающий стук молота о наковальню, а порции багровой крови наполняли инсталляцию.

Catholic blood
Catholic blood

В 2009 году художник создал инсталляцию, которую посвятил Михаилу Хадарковскому во время его пребывания в тюрьме по судебному делу ЮКОСа. Инсталляция представляла собой камеру из акриловых трубок, которые заполнялись нефтью.

Инсталляция Liquid Modernity, клетка из акриловых трубок, нефть, 2009 год.
Инсталляция Liquid Modernity, клетка из акриловых трубок, нефть, 2009 год.
Эскиз для Liquid Modernity.
Эскиз для Liquid Modernity.

В настоящее время Андрей Молодкин живет и работает в одной из самых закрытых институций в мире радикального современного искусства, куда практически невозможно попасть извне - The Foundry. Его работы хранятся в ряде значительных государственных и частных коллекций, включая национальную коллекцию Tate.