Найти тему
Дела житейские

К Юбилею Победы... О непростой жизни простых людей...

Отец мой служил в Группе Советских войск в Германии лет через десять после окончания войны. Жили мы там всей семьёй в разных местах. Первое - маленький немецкий городок Люббен. В школу я ещё не ходила, но очень хорошо помню и дом и всё, что происходило вокруг. Например, мы жили в черте города и свободно общались с немецкими ребятишками, как-то находили общий язык.

Это дом в Люббене, крестиком обозначены окна наших двух комнат, а перед домом я с младшей сестрой.
Это дом в Люббене, крестиком обозначены окна наших двух комнат, а перед домом я с младшей сестрой.

Во дворе наших домов стояли мусорные контейнеры. И каждое утро около них собиралась группа немецких граждан. Нищими их было сложно назвать, потому что одеты они были чисто и опрятно, хотя и бедненько. Поначалу русские хозяйки выбрасывали пищевые отходы в контейнер, а потом просто стали складывать то, что оставалось со стола на картонках, а довольно часто, выносили этим беднякам еду. Конечно, кое-что мы покупали в местных магазинах - сыр или сосиски, но основой нашего рациона были пайки, которые получали офицеры, куда входило и настоящее сливочное масло, и тушёнка, и хлеб из гарнизонной пекарни, а ещё почти все получали посылки из Союза с салом, домашней колбасой, ароматным растительным маслом, вареньями, мёдом и даже яблоками и орехами.

Наши женщины по привычке развели под окнами дома грядки и клумбы... И для красоты, и для пользы здоровья
Наши женщины по привычке развели под окнами дома грядки и клумбы... И для красоты, и для пользы здоровья

Мама рассказывала, что немцы покупали что-либо лишь на один день. например, колбасу им в магазине сразу же нарезали тоненькими ломтиками и отвешивали несколько штук, граммов на 30-40, то же самое с сыром, 2-3 сосиски и несколько ломтиков хлеба. Хлеб, кстати, у них был очень невкусный, так что наши редко его покупали. Конфеты немецкие я не любила, а вот упаковки у них были забавные, поэтому я складывала в них наши леденцы и ириски, которые присылали в посылках мои бабушки.

Когда я училась во втором классе, это уже 1958 год, мы жили в другом месте, в Вюнсдорфе, в расположении бывшей немецкой воинской части, в общежитиях офицеров. На нашем этаже убирали две немецкие женщины. В конце коридора у них была маленькая каморка. Обычная их еда была - жиденький эрзац-кофе и тоненький кусочек хлеба с маргарином. Наши хозяйки приглашали немок помочь помыть окна или почистить плиты на кухне не потому что сами не справлялись, а чтобы потом немок накормить полным обедом. Просто так немки еду не брали. А моя мама иногда посылала меня к ним, чтобы отнести какую-либо еду, борщ или жаренную на сале картошку, потому что я как-то могла уговорить их взять еду просто так, не за работу...

К чему это я...

Так ведь в каждой советской семье война оставила кровавый след. Многие офицеры нашей части потеряли родных, почти все они воевали на фронте, а их жёны и сами хлебнули сполна голода, холода и лишений. Тем не менее, наши простые люди поддерживали, как и чем могли, простых немцев... Тогда всем было непросто и нелегко...

Как, впрочем, и сейчас...