Вольное продолжение прошлой статьи, в которой задал тему "двойных стандартов".
И конечно же, начать хочется с банального. Большинство людей хотят выглядеть социально приемлемыми. Да и это как бы нормально. Ведь по сути от того, вписываемся мы в социум или нет, зависит наше выживание.
Точнее, зависело. Ведь раньше это максимально влияло на жизнь. Особенно когда догматичность общества достигала своего предела. Именно в таких ситуациях быть социально неприемлемым становилось смертельно опасно, достаточно таких примеров как инквизиция, Советский Союз, фашистская Германия и т. д...
Это была прелюдия. Она заключается в одной простой мысли: быть социально приемлемым — это у нас в крови. Мы стремимся к тому, чтобы хотя бы не быть "порицаемыми" обществом, а лучше бы даже "поощренными".
А вот теперь к сути. Как же это касается детей и родителей? Всё просто: "нигилистов" мало, и большинство из нас обычно старается быть социально приемлемыми.
Блин, надоел этот термин, давайте я сделаю очень грубую замену. Вместо "социально приемлемый" я введу слово "удобный" и буду оперировать дальше им.
Так вот, в своем желании быть удобными мы иногда готовы поступиться какими-то другими своими желаниями. Например, ради того, чтобы не получать осуждающие взгляды, мы можем уступить место в метро, даже когда сами валимся с ног. Ради того же мы можем проглотить хамство в магазине в свой адрес, просто потому что у нас так принято.
И вот настала очередь детей. Что же они. Они, по факту, априори не могут быть удобными. Ведь чтобы развиваться и расти, необходимо постоянно делать ошибки, постоянно пробовать всё подряд и смотреть на то, как отреагировал внешний мир. Да и кроме этого, у них же еще нет механизма оценки "хорошо-плохо". Этот механизм как раз прививается обществом, в котором растет ребенок.
Вуаля, вот и мы подошли вплотную к двойному стандарту. Соединяем обе картинки вместе и получаем примерно следующее.
Мама и Папа хотят, чтобы их ребенок рос свободным, успешным, без комплексов. Но как только он становится неудобным обществу, возникают запреты и рамки, которые родители вынуждены ставить.
А ребенок для общества неудобен почти всё время. Рамки и Запреты созданы для того, чтобы проверять их на прочность, и дальше в ход идут эмоции, наказания, непослушание, наказания, более жесткие рамки.
В конце концов, наш "свободный, успешный, незакомплексованный" человечек становится замкнутым, ограниченным внутренними рамками, удобным членом общества, который ведет себя прогнозируемо.
И на самом деле, я даже не хочу в этой статье осуждать систему. Она самосоздается для того, чтобы обеспечивать безопасность вида в целом, и это даже в какой-то степени здорово.
Я хочу попросить всех родителей, которых зацепила эта статья, подумать вот над чем.
А почему мы до сих пор не задумались над конкретным списком своих ценностей? Почему так мало людей задумываются о том, чему же КОНКРЕТНО они хотят научить своего ребенка? Каким Качествам/Навыкам/Ценностям?
И почему мы не создаем план по внедрению этого обучения, а идем на поводу у системы, поддерживая всеми своими силами ДВОЙНЫЕ СТАНДАРТЫ?
ИМЕННО. Я не встречал родителей (из серии адекватных, не алкоголиков, не психически больных...), которые бы хотели вырастить больного, закомплексованного биоробота, бухающего пиво каждый вечер и ведущего себя как в песне у Семена Слепакова "Каждую пятницу я в гавно...". И при этом я встречал очень мало родителей, которые действительно этого не делают.
Вернувшись к конструктиву, я хочу предложить нам с вами обсудить тот самый набор Навыков/Качеств/Ценностей, который мы хотим дать своим детям. Буду рад увидеть ваши комментарии с вашими вариантами.
Я понимаю, что эта статья может вызвать в вас серьезное отторжение, даже отвращение, потому что она очень сильно задевает наши защитные механизмы в виде эго и всё, что создавалось во имя собственной безопасности. Но я надеюсь, что она стукнется к вам в душу и таким образом немного смягчит тот двойной стандарт, в котором мы привыкли жить.