В прошлый раз Север неизвестный писал о Богоявленском храме в деревне Ляли Республики Коми. 81-летний местный житель Леонид Игошин рассказал, как двух молодых людей, сжегших старинный иконостас, ждала расплата. Но, оказалось, что такие мистические истории случались здесь не раз.
Этот храм в деревне Ляли часто подманивал меня своим гордым одиночеством и величием, которое не портили облупившаяся кладка и почерневшие купола, и я сворачивала к нему с трассы. Заезжала полюбоваться им издали, с берега протекающей рядом реки Вымь, или вблизи, разглядывая контур храма сквозь луговые травы. Но попасть внутрь ни разу не удавалось. Теперь же отец Владимир, отперев своим ключом тяжелые двери, разрешает осмотреть памятник архитектуры изнутри.
Храм-мученник
Ветхие доски, осыпающаяся от сырости кирпичная кладка, полумрак из-за заколоченных оконных проемов, хулиганские надписи на стенах... Не осталось ничего, что напоминало бы о прежнем богатстве храма. Только внутренний простор и высота куполов подсказывают, что строили его не на год, а действительно на века.
Церковь в деревне Ляли Республики Коми, построенная в 1852-1856 годах, уникальна тем, что имеет три престола. Богослужения проводились в верхнем холодном храме — в честь Успения Божией Матери и в двух нижних теплых — во имя Богоявления и в честь святителя Николая Чудотворца.
"От боженьки не убежишь"
Несмотря на запустение, храм в Лялах не заброшен. Посреди голых старинных стен стоит современный аналой, у которого отец Владимир проводил молебен.
Не раз добрые люди пытались вдохнуть жизнь в старинное здание. Еще в 80-е годы один доброволец взялся восстанавливать храм, на свои средства купил материалы и приступил к работам. Но его благородный порыв власти притушили: мол, реставрацией нужно заниматься только под руководством церкви. Ремонт замер, а вот материалы остались лежать.
- Шел я как-то с рыбалки, вижу наш местный мужичок растаскивает доски. Увидел меня и убежал. Кричу ему вдогонку, мол, от меня-то убежишь, а от боженьки — нет. Скоро в его доме случился пожар, и он сгорел вместе с домом, - вспоминает 81-летний местный житель Леонид Игошин.
Пираты ХХ века
Вместе с отцом Владимиром карабкаемся по самодельной лестнице вверх - посмотреть, что сохранилось в верхнем пределе после вандалов. В пустые глазницы оконных проемов открываются речные просторы, с высоты легко пересчитать оставшиеся дома. И глядя на это безмолвие поневоле приходят на ум мысли о скоротечности жизни. Величественный прежде храм прежде был центром жизни Лялей, а теперь от него остались одни стены, а сама деревня опустела.
В 90-е прошел слух, что последний настоятель храма Василий Распутин спрятал в полу одежды священников, напрестольный крест, церковную казну. В поисках сокровищ местные вскрыли полы, но ничего не нашли. И хотя деревенская ребятня однажды нашла под досками крестик и николаевские монеты, скорее всего они случайно упали в щели в полу.
А нынешний настоятель Владимир Левичев сейчас тоже по-своему ищет клад. Но уже для самого храма. Он расставляет ящики для пожертвований везде, где могут встретиться щедрые люди. В придорожном кафе у трассы, в торговых центрах, на деревенском почтамте. И верит, что храм в Лялях оживет. Даже спустя 100 лет.
Если вам понравился материал, жмите 👍 . Заходите на наш канал Север неизвестный и подписывайтесь, чтобы не пропустить авторские статьи.