Привет, камрады! Сегодня мы поговорим о поэме Михаила Юрьевича Лермонтова "Мцыри".Когда я в первый раз столкнулся с таким "замечательным" произведением, то моя реакция после прочтения была примерно такой: "Че?". Нет, правда! Это чувство можно сравнить с житейской ситуацией. Представь себе, мой совершенно адекватный читатель, что зашел ты в кафе выпить чашечку кофе. Официант приносит тебе этот ароматный напиток и ты как бы должен быть рад. Но кофе воняет хлоркой, в нем плавает объект инопланетного происхождения, а на вкус это похоже на баланду в школьной столовой. При этом бариста тебе говорит: "Я автор и я так вижу!"
Ну, чтобы ты, камрад, понял мое возмущение, стоит сперва поговорить о сюжете. Прошу приготовить пятую точку для бомбардировки Хиросимы и Нагасаки. Готов? Тогда начинаем!
СЮЖЕТ
Сюжет начинается с того, что некий генерал ехал из кавказских гор в сторону Тифлиса. Так получилось, что он вез с собой пленного мальчика, который в дороге, мягко скажем, приболел. Тут генерал видит монастырь и решает оставить ребенка монахам, т.к. они смогут лучше о нем позаботиться. Неизвестно, какой альтруизм им двигал или он просто решил избавиться от балласта, но в итоге мальчик остается с монахами, принимает единственно верную веру- православие и даже готовится к постригу.
Казалось бы, начало хорошее. О чем писать дальше? Но тут, психически уравновешенный индивид, начинается череда абсолютно нелогичных событий. Стоит сообщить, что поэма представляет собой исповедь Мцыри своему наставнику, где очень долгое время он говорит о том, как же круто быть бомжом. Но это ведь никому неинтересно, так что движемся дальше!
Если переходить непосредственно к действию, то все начинается с того, что к монастырю подошла гроза. Монахи, которые как-будто первый раз в своей жизни увидели дождик и молнии, молятся в эпилептическом припадке. Не долго думая герой решает сбежать. Может взять с собой еду? Зачем? А может тогда воду? Нафига? Возьми хотя бы нормальную одежду! Иди на**й!(Простите за маты=).
Итак, наш недоразвитый сбегает и как ошалелый ловит монии и, ну прям аж сил нет, хочет обняться с бурей. Но в конце концов гроза заканчивается и он начинает размышлять про то какой он горячий кавказский парень и как он классно "чувствует природу".
К сожалению, тоно не моему, Мцыри делает следующий вывод: "Пить охота". Не смотря на запущенную шизофрению он идет на поиски хоть какой-нибудь воды. Найдя неподалеку ручей Мцыри слышит пение девушки-грузинки, которая ему очень приглянулась. Лермонтов пытается втереть нам, что ему понравились ее глаза, но мы все прекрасно знаем куда он смотрел. Однако неопытный Дон Жуан упустил свое счастье и девушка ушла. Но не это главное. Мотив главного героя заключается в непреодолимом желании вернуться на Родину. Так почему же, спрашивается, он не спросил в каком направлении итти?
Не имея с собой навигатора Мцыри идет наобум и начинает подозревать, что заблудился. Как? Он ведь такой классный горец, чувствующий связь с природой? Не придумав иного выхода из данной ситуации он, в здравом уме и трезвой памяти, ложится на землю и рыдает. Стресс. Нервы сдают.
В общем, выплакаться ему не удалось, т.к. неожиданно появился барс, который чисто по-человечески хотел кушать. Здесь начинается моя любимая сцена. Эту битву можно включить в крутой боевик с большим обилием потрошилова. Но описать ее во всех красках не получится. Однако о расправе над зверем пару слов скажу. Этот пацан вонзил ему острый сук прямо в, мать его, горло! Об этом кровавом месиве почитаете сами, ибо грех не читать таких книжек.
Мы постепенно подходим к завершению, поэтому наберитесь терпения.
Так вот, Мцыри, понятное дело, в ах*е. Он бежит по лесу и вдруг понимает, что опять вернулся к монастырю. Забив на все он просто теряет сознание и ловит порцию глюков следующего содержания: он лежит на дне морсом, а рядом с ним бесятся рыбки и просят его остаться. В таком состоянии его находят монахи, после чего тот рассказывает им эту историю, не забывая покрывать матом деда и напоминать, что он личность.
Чувствуя скорую смерть Мцыри ставит такое условие: если его могила будет с видом на Кавказ, то он, так и быть, никого не проклянет. Не смотря на такого рода наглость монахи выполняют его последнюю просьбу и... конец!
МОЯ ОБЪЕКТИВНАЯ, НО НЕТОЧНО, ОЦЕНКА
Если говорить коротко, то поэма неоднозначна. Тут есть классная идея любви к Родине и к свободе. Только вот выражена она как-то коряво. Постой, камрад! Не спеши говорить, мол я не уважаю классику и великого поэта. Произведение выполняет свою миссию, написано все красиво и т.д. Однако если внимательно прочитаешь, то увидишь множество нелогичных моментов. Их можно вытерпеть.
!НО!
Не считаешь ли ты, что обвинять монахов в неудачах и в смерти Мцыри справедливо? Почему он просто не мог сказать им, что не желает служить богу и хочет вернуться на Родину? Он ведь, в конце концов, не в концлагере и фюрер его не посадит в газовую камеру. Монахи бы дали ему еды в дорогу, а за одно и сказали бы куда итти.
Справедливо ли считать людей, которые вырастили и воспитали Мцыри, виновными? Судя по всему Лермонтов считает, что да.
Но, как мне постоянно пытаются напомнить, в художественной литературе человек сам виноват в своих несчастьях только начиная с Чехова.
Вывод делать конечно тебе, камрад. НО! Если тебе понравилась данная статья, то не забудь оценить старания и подписаться на канал! (Я надеюсь, что моя первая работа тебе понравилась).