Тактико-технические характеристики 75-мм самоходного штурмового орудия Stu.G III Ausf. А/Е
Боевая масса, т: 19,6/22;
Экипаж, чел.: 4;
Габаритные размеры, мм: длина - 5380/5500, ширина - 2920/2950, высота - 1950/1960, клиренс – 385;
Бронирование, мм: лоб корпуса - 50/50, борт корпуса - 27/30, корма корпуса - 20/30, лоб рубки - 50/50, борт и корма рубки - 30/30, крыша - 11/13, днище – 16;
Вооружение: 75-мм пушка StuK 37 L/24 / 75-мм пушка StuK 37 L/24, 7,92-мм пулемет MG 34;
Боекомплект: 44/54 выстрелов, 600 патронов;
Двигатель: «Майбах» HL120TR, мощность 213 кВт / «Майбах» HL120TRM, 12-цилиндровый, карбюраторный, рядный, жидкостного охлаждения, мощность 221 кВт;
Максимальная скорость по шоссе, км/ч: 30/40;
Запас топлива, л: 310/300;
Запас хода, км: по шоссе - 160/165, по рокаде - 100/92;
Преодолеваемые препятствия: подъем, град. - 30; стенка, м - 0,60; ширина рва, м - 1,90; глубина брода, м - 0,80
Принято считать, что датой рождения штурмовой самоходной артиллерии вермахта является 1935 год, когда генерал-майор Эрих фон Манштейн опубликовал свои замечания по принципам взаимодействия танков, пехоты и подвижных артиллерийских подразделении. Он предлагал придать для поддержки пехотным соединениям по дивизиону самоходных штурмовых орудий, состоящему из трех батарей по шесть орудий каждая. Эти предложения не остались без внимания, и в 1936 году начались работы по созданию прототипа самой массовой немецкой боевой машины.
Фирма «Даймлер-Бенц» предложила проект самоходки с короткоствольным 75-мм орудием в закрытой броневой рубке, низким силуэтом и мощным бронированием. Проект был поддержан руководством Управления вооружений сухопутных войск (Heereswaffenami), причем одним из наиболее веских доводов «за» было то, что базой для этой САУ служил танк Pz.Kpfw III, который уже был принят на вооружение и осваивался в серийном производстве.
«Нулевая»(пробная) партия из пяти самоходок была готова весной 1937 года. В качестве ходовой части в них использовалось незначительно измененное шасси танка PZ.Kpfw III Ausf В. В передней части корпуса в низкопрофильной неподвижной боевой рубке размещалось 75-мм орудие Stu.K 37 L/24 с ограниченными углами наведения по горизонтали (по 12° вправо и влево относительно продольной оси машины). Пушка была смещена слегка вправо, и место механика-водителя осталось на прежнем месте с той лишь разницей, что теперь он находился впереди просторного боевого отделения. вдоль стен которого размещались боеукладки с 44 снарядами. Пулемета для ведения огня по пехоте противника не предусматривалось. В целом машина имела низкий силуэт и неплохое для того времени бронирование. Необычным для штурмового орудия было то, что бронирование крыши достигало 10 мм. Двигатель ««Майбах» HL 108TR мощностью 184 кВт (объем цилиндров 10838 см2) позволял самоходке развивать скорость до 28 км/ч.
Предсерийные машины не участвовали в боевых действиях, поскольку их корпус был изготовлен из простой стали. После испытаний на Куммерсдорфском полигоне их передали в Артиллерийскую школу, где использовали для учебных целей до 1941 года.
Результаты испытаний боевых машин нового типа произвели на командование вермахта двойственное впечатление. С одной стороны, пехота получала бронированные машины, которые могли послужить средством оперативной огневой поддержки, с другой - это штурмовое орудие, казалось, не имело никаких преимуществ перед танком Pz.Kpfw III. вооруженным такой же 75-мм пушкой. Танк, по мнению большинства германских генералов, в особенности Гейнца Гудериана, был много полезнее любой самоходки с ограниченными углами наведения ее орудия. Мнения о целесообразности выпуска штурмовых орудий вновь разделились, и трудно сказать, как бы сложилась их судьба, если бы не настойчивость Э. фон Манштейна, который являлся наиболее ревностным приверженцем штурмовой артиллерии, и польская кампания, в ходе которой остро ощущалась нехватка мобильной полевой артиллерии.
В феврале 1940 года из ворот завода фирмы «Даймлер-Бенц» вышли первые полноценных самоходных штурмовых орудий, получивших название Gepanzerte Selbstfahrlafette fur Sturmgeschutz 7.5 cm Kanone (Sd.Ktz 142) (бронированный самоходный лафет для штурмового 75-мм орудия), или 7.5 cm Slurmgeschulz III Ausf A (сокращенно Siu.G III Ausf A). Главным отличием серийных машин от прототипа было использование в качестве базы несколько видоизмененного шасси, корпуса и силовых агрегатов танка Pz.Kptw III Ausf F. Боевая рубка почти той же конструкции, что и на предсерийных машинах, была изготовлена из листов цементированной брони и крепилась на бронекорпусе болтами.
По рекомендации артиллерийского комитета для противодействия огню противотанковых ружей и 37-мм противотанковых пушек на всех дистанциях бронирование рубки в лобовой части было увеличено до 50 мм и до такой же толщины была доведена броневая защита маски орудия. Толщина бортовой брони составила 30 мм. крыши рубки — 11 мм и верхнего лобового листа корпуса — 26 мм. С левой стороны рубки, на надгусеничной полке располагался прямоугольный бронированный ящик, в котором устанавливалась ультракоротковолновая радиостанция. Перед ней по левому борту, а также с правой стороны рубки имелись скосы из 9-мм листов гомогенной брони, повышающие снарядостойкость бортов машины. Таким образом, САУ Stu.G III Ausf А была прекрасно защищена от огня существовавшей в то время противотанковой артиллерии.
Выпущенные в начале 1940 года Stu.G III Ausf. А были сведены в три батареи. № 640, 659 и 660, которые приняли участие во французской кампании 640-я батарея воевала в составе 3-го мотопехотного полка «Великая Германия», 659-я — в 13 армейском корпусе, а 660-я в подчинении моторизованной дивизии СС «Мертвая голова». К концу боевых действий на фронт прибыла спешно сформированная 665-я батарея, которая, впрочем, никак себя не проявила из-за скорого прекращения боевых действий.
Осенью 1940 года для массового производства штурмовых орудий было выделено специализированное предприятие - фирма «Альмеркише Кеттенфабрик» (Alkeit GMBh). Первую партию из восьми штурмовых орудий она выпустила в октябре. Особенностью этих машин было то, что в качестве ходовой части в них использовалось шасси линейного танка PzюKpfw III Ausf. G без каких бы то ни было переделок (специальная «самоходная», база немного отличалась от танковой — главным образом интерьером и отсутствием бортового эвакуационного люка). На шасси крепилась боевая рубка от Stu.G III Ausf. А. Однако для массового изготовления все-таки приняли видоизмененное «самоходное» шасси, собранное из узлов танка модификации G, а позднее Н. Эта модификация получила название Slurmgeschutz 7.5 cm Kanone Ausf В (Sd.Kfz.142). Последние из оставшихся в строю CAV этой модификации применялись в боевых действиях под Сталинградом зимой 1943 года.
В марте 1941 года на вооружение вермахта поступила новая модель — Stu.G III Ausf С. отличавшаяся от предыдущей улучшенной конструкцией передней части рубки. Главной особенностью модели С и более поздних модификаций стал способ установки пушечного прицела. Для упрочнения лобового листа штурмового орудия амбразуру для прицела в нем ликвидировали, а объектив последнего вывели наружу через лючок в крыше. Лобовой лист рубки стал монолитным, что положительно сказалось как на его прочности, так и на технологии производства. Данная модификация производилась недолго — до мая 1941 года, и всего было выпущено 100 машин, когда на смену Ausf С пришла почти ничем не отличавшаяся от нее Ausf D. Даже в официальных немецких документах по выпуску и применению штурмовых орудий эти модели часто именуются как одна StuG III Ausf C/D.
Тактико-технические характеристики 75-мм самоходного штурмового орудия Stu.G 40 Ausf. G
Боевая масса, т: 23,4;
Экипаж, чел.: 4;
Габаритные размеры, мм: длина - 6770, ширина – 2950, высота – 2160, клиренс – 385;
Бронирование, мм: лоб корпуса и рубки - 80, борт и корма – 30, крыша - 17—18, днище - 19;
Вооружение: 75-мм пушка StuK 40 L/48, 7,92-мм пулемет MG 34;
Боекомплект: 54 выстрела, 1200 патронов;
Двигатель: «Майбах» HL 120TRM, 12-цилиндровый, карбюраторный, рядный, жидкостного охлаждения, мощность 221 кВт;
Удельная мощность двигателя, кВт/т: 9,4;
Максимальная скорость по шоссе, км/ч: 38;
Запас хода, км: по шоссе – 155, по рокаде – 95;
Преодолеваемые препятствия: подъем, град. – 30; вертикальная стенка, м - 0,60; ширина рва, м - 1,90; глубина брода, м - 0,80