Магический возраст 2,5 года
Магический возраст 2,5 года или как вам вырастить организованного человека?
У её Величества Природы есть свои странности и законы. Например, в возрасте 2,5 лет у ребенка как раз и наступает, так называемый, сензитивный период восприятия порядка – именно в этот момент ребёнок готов понять как все устроено и почему нужно соблюдать это! В этой статье расскажу о нескольких правилах, соблюдение которых позволит не упустить этот период. Большая часть этих правил основана на работах известного педагога Марии Монтессори.
Что такое порядок? Версия ребёнка
Порядок для ребенка - это, прежде всего, стабильность, чувство безопасности. Ведь изначально у ребенка нет ничего стабильного, поэтому в хаосе мира ему помогает разобраться порядок внешний, в первую очередь.
В возрасте 2 - 2.5 лет ребенок испытывает характерную любовь, точнее - настоящую страсть к соблюдению привычного для него порядка, громко выражая свое негодование в том случае, если он нарушается взрослыми. А поскольку это происходит почти постоянно, то и сложился у нас образ 2.5-летнего ребенка как капризного, непонятно чего требующего существа. А ему насущно необходим порядок, и особенно в трех сферах: в окружающей его среде (в помещении), во времени и в поведении взрослых по отношению к нему.
Рассмотрим подробнее требования к соблюдению порядка в каждой из этих трех сфер.
Порядок в окружающей среде.
Предполагает порядок - «все вещи на своем месте»- посуда - на кухне, обувь - в прихожей, одежда - в шкафу, игрушки - всегда на своем месте в специальном ящике; кроме того, ребенок спит, ест на одном и том же месте, имеет собственный уголок, ест из собственной посуды и т.д. Сюда же относится стабильно правильное использование предметов по назначению – едим за столом, дверь открываем рукой и т.д.
Необходимо, чтобы каждое утро он видел, например, свои игрушки аккуратно уложенными и в одном и том же месте - даже если вечером они были разбросаны. Но, обратите внимание, в этом возрасте бессмысленно требовать от ребенка соблюдать порядок самому, ибо он только еще формирует собственный образ порядка. Помочь ему в этом должны родители, поддерживая внешний порядок вокруг него.
Кроме того, для ребенка в этом возрасте очень трудно привыкать к изменившейся окружающей среде (речь идет о переезде на другое место жительства, о первом походе в детский сад и т. п.).
Порядок во времени
Да, да, это пресловутый режим дня!
Для ребенка чрезвычайно важно прочувствовать ритм своего дня. У каждого он свой, и устанавливается обычно в течение первого года жизни путем совместной активности и уступок с обеих сторон - со стороны ребенка и со стороны родителей: необходимо, чтобы режим дня устраивал всех. После этого задача родителей заключается в том, чтобы на протяжении второго и третьего года жизни ребенка поддерживать этот индивидуальный режим.
Осознать собственный ритм дня - это значит запустить ход "внутренних часов"; прочувствовать, что существует великий закон времени, который важнее субъективных желаний и капризов.
Есть еще один аспект, касающийся соблюдения порядка во времени - точнее, порядка в последовательности событий. Например, очень рекомендую иметь с детьми какие-либо ритуалы и повторять их ежедневно, при любых обстоятельствах. У нас, например, это чтение книг перед сном. Как бы я ни устала, обязательно перед сном мы читаем книги, обсуждаем их и ложимся спать. Постоянно повторяющиеся вещи дают детям чувство стабильности, это особенно важно для полноценного сна и спокойствия нервной системы.
Порядок в поведении взрослых по отношению к ребенку
Здесь речь идет, во-первых, о стабильности требований и установленных правил.
- Требования, которые предъявляют взрослые к ребенку, должны быть постоянными и не зависеть от сегодняшнего настроения и, конечно, они должны быть обоснованными: в идеале - обоснованными научно (знанием об индивидуальном протекании сензитивных периодов собственного ребенка, например), в реальности - обоснованными хотя бы здравым смыслом (пониманием, что нельзя от ребенка требовать того, чего он по возрасту еще не в состоянии сделать).
- Требования к ребенку должны быть конкретными (касаться чего-то одного) и выстраиваться в некую последовательность; в идеале - образовывать поведенческий алгоритм. В последнем случае, после многократных повторений одной и той же последовательности действий (например, связанных с отходом ко сну: умыться, расстелить постель, раздеться, уложить аккуратно одежду и проч.) этот алгоритм становится внутренней собственностью ребенка, и взрослому достаточно лишь дать общее название ("Готовимся ко сну?") для того, чтобы ребенок мог действовать самостоятельно.
- Требования, которые предъявляются ребенку, должны соблюдаться самими взрослыми. Поскольку все равно ребенок научится тому, что видит.
В заключение отмечу, что сложившийся у ребенка к 3 годам внутренний образ порядка и будет в дальнейшей его жизни образцом. Можно сказать, что в дальнейшей жизни человека внутренний порядок - порядок в мыслях, поступках, законопослушность, да и уровень саморегуляции поведения в целом - будет развит настолько, насколько упорядоченной была окружающая его среда в возрасте от 0 до 3 лет.