Найти тему
СТЕРЕОПАНОРАМА

Советские проигрыватели грампластинок. Часть первая: Радиотехника ЭП-001.

После цикла статей «Электрофоны из СССР» самым логичным является продолжить тему рассказом об отечественных электропроигрывателях грампластинок. Главное отличие электропроигрывателя от электрофона то, что это «приставка». То есть у электропроигрывателя нет встроенного усилителя мощности и, соответственно, в комплекте с ним не идут акустические системы. При этом электропроигрыватель как правило позиционируется как устройство высокого класса ( 1-го или высшего) за исключением некоторых моделей, которые изначально являются составным компонентом какой-либо системы. Например проигрыватель «Мелодия-104» идет в комплекте с тюнером-усилителем (стереоресивером) «Мелодия-104» и комплект в целом именуется радиолой «Мелодия-104».Радиола позиционируется как устройство первого класса, но проигрыватель входящий в её комплект соответствует лишь 2-му классу. Есть и другие аналогичные примеры, но к ним мы ещё вернемся, когда речь пойдёт о музыкальных «комбайнах» советской эпохи. Сегодня же у нас другая тема которую я начну с электропроигрывателя «Радиотехника ЭП-001 стерео».

-2

«Радиотехника ЭП-001 стерео» был моим первым подобным аппаратом. Изначально он входил в комплект (но и отдельно продавался)состоящий из усилителя «Радиотехника УКУ-020М»(вот вместе с ним он у меня и был),тюнера «Виктория-003»(его у меня не было) и акустических систем 35АС-1(у меня были 35АС-212 «S-90»).Воспоминания проигрыватель оставил неоднозначные, но об этом чуть позже, а пока немного официальной информации.

Электропроигрыватель высшего класса Радиотехника-001-стерео предназначен для воспроизведения стереофонических и монофонических грампластинок с помощью специально для него разработанного ЭПУ высшего класса (0-ЭПУ-82СК).

Проигрыватель имеет:

сенсорное устройство управления пуском и остановкой вращения диска ЭПУ, совмещенное с сенсорным устройством переключения скорости

устройство точной подстройки частоты вращения диска по встроенному стробоскопу

электромагнитный микролифт с сенсорным устройством управления для плавного опускания и подъёма звукоснимателя

устройство выключения двигателя, совмещенное с устройством для подъёма звукоснимателя и замыкания его электрических выводов

фотоэлектронный автостоп

устройство для установки и контроля прижимной силы звукоснимателя

устройство статической балансировки звукоснимателя

регулируемый компенсатор скатывающей силы

фонокорректор с двумя идентичными выходными гнездами для подключения к усилителю и магнитофону одновременно.

Основные технические характеристики:

Частота вращения диска - 33,33 и 45,11 об/мин

Коэффициент детонации - 0,1

Относительный уровень рокота со взвешивающим фильтром - 60 дБ

Уровень электрического фона - 60 дБ

Прижимная сила звукоснимателя - 1,5 - 2 г

Диапазон частот - 20...20000 Гц

Потребляемая мощность - 45 Вт

Размеры - 480x350х180 мм

Масса - 12,5 кг

Цена 260 руб. ( в том числе цена 0-ЭПУ-82СК - 182 руб.)

Выпускался электропроигрыватель "Радиотехника-001-стерео" с I-кв 1980 года Рижским заводом имени А.С.Попова.

Мой экземпляр был укомплектован головкой звукоснимателя ГЗМ-005 и, на начало 80-х, данный картридж считался очень приличным.

-4

Ну а теперь поговорим об особенностях данного проигрывателя. Первое, на что обращаешь внимание - это опорный диск нестандартного (меньше чем диаметр LP пластинки) диаметра. Сам диск достаточно тяжелый и это радует, но почему такой размер? Возможно, на звук это и не влияет, но визуально это несколько смазывает впечатление от в целом неплохого ЭПУ. Были претензии и к сенсорному управлению: оно не всегда срабатывало при нажатии. Ну и вечная беда советских проигрывателей: приводной пассик. Он имел обыкновение растягиваться и начинал проскальзывать. О борьбе с этим явлением я уже рассказывал в статье об электрофонах, но для тех, кто эти статьи не читал, повторюсь: самым простым в такой ситуации было положить растянувшийся пассик в холодильник на пару-тройку суток, а тем временем использовать запасной (в комплекте такой всегда был). Затем пассики менялись местами и так до бесконечности. Теперь «дизайн» и габариты.

-5

А «дизайна» нет. Вернее он есть, но именно в кавычках. И если с УКУ-020М проигрыватель ещё как-то сочетается, то с большинством других усилителей смотрится мягко говоря не очень. В том числе и из-за несовпадения по габаритам. Например на нижеприведённом фото.

Согласитесь,аппараты друг с другом не сочетаются.
Согласитесь,аппараты друг с другом не сочетаются.
А вот родная стоечка визуального отторжения не вызывает.
А вот родная стоечка визуального отторжения не вызывает.

Впрочем, это лишь моё мнение и с ним можно не соглашаться. А пока о звуке. А он вполне убедителен. Во всяком случае по воспоминаниям. Может сегодня я и нашёл бы к чему придраться, но эти придирки были бы некорректными. Я наслушался всяких, более лучших проигрывателей и, волей или неволей, начал бы сравнивать звучание «001-го» с ними. А это было бы неправильно. Лучшее есть всегда. И тогда, в начале 80-х, лучшее тоже было. Та же «Электроника Б1-01» в магазине стояла на соседней полке. Но она стоила 365 руб., а «Радиотехника»-260. Разница в 105 руб.- это практически средняя месячная зарплата на то время. Да и не все тогда понимали «ху из ху». Это с нынешними познаниями вернуться бы в прошлое на машине времени. Тогда бы весь мой меломанский маршрут был совсем с другими остановочными комплексами (читай: аппаратами). Но вернусь ещё раз к «Радиотехнике-001». В те времена я в её внутренности не лазил. Аппарат был на гарантии и срывать пломбы ради любопытства вряд ли имело смысл. А сейчас рассматривая фото внутренностей и, прежде всего, изучая сам корпус можно сказать, что демпфирование вполне приличное, но если вдобавок приложить руки и дополнительно промазать все стыки мастикой, то можно сделать ещё лучше. И вес 12,5 кг.- хороший показатель для проигрывателя. Столько же весит Technics SL1200 ( и его модификации). Да и для многих других проигрывателей данного класса из Японии или Европы такой вес обычное дело. Так хорош или плох проигрыватель «Радиотехника ЭП-001»? В своё время я не смог однозначно ответить на этот вопрос. А сейчас тем более не смогу. Но того, чтобы о нём вспомнить, этот аппарат, думаю, достоин. А остальное уже и не так важно.

P.S. Все фото взяты из открытых интернет-источников.