Найти тему
ГЛАВНЫЕ ВОПРОСЫ

«Хочу в Италию, но не пускают из-за перекрытия Шенгена»: Про паникёров в России, сэлфи равнодушных и элиту.

«Как я смотрюсь? Норм? Сейчас выложу в сеть» – произнесённые слова принадлежали модно одетой даме приятной внешности с тележкой покупателя – она снимала себя трубкой на фоне оголившейся полки круп в сетевом магазине. «Мне потом перебросишь. До нас добралось. Скоро вообще ничего не будет» – сказала её спутница, разглядывая стеллаж напротив – и здесь виднелись частые пустоты.

«С какой целью вы фотографируете?» – я не смог удержаться от вопроса тоже был удивлён невероятным для «брендового» магазина событием отсутствия товара. «Знакомым покажу, родителям» «Зачем?» «Это моё дело – зачем. Пусть видят» «Но вы разжигаете панику. Отправьте лучше эти снимки в администрацию правительства – тогда в них будет толк» «Пошли отсюда» – сказала дама подруге – «Страна советов. Сама решаю, что куда отправлять. Ясно?». Что тут ответишь – милые женщины.

«А, вот с кого начинается паника!» – мои слова были обращены уже к другой покупательнице, уверенно катившей забитую товарами тележку – бросился в глаза десяток одинаковых коробок «Геркулеса». – «Зачем вы скупаете продукты?» «Какое ваше дело?» – взгляд этой дамы был отрешённым и явно недобрым – по закону определившегося жанра, разговор теперь должен был идти в лаконичной манере без допуска рефлексий. «Да просто думаю об удовольствии жить с вами в одном обществе» «А я и не собираюсь жить с такими в одном обществе» «Я заметил» – эта фраза пришлась уже в спину женщины.

Зря, конечно, ввязался в словесные перепалки – каюсь.

Понятно, что причиной возгонки настроений в супермаркете явился тот самый коронавирус. Причина скупки – не обсуждается, и каждому может быть прощена. Зацепил холодный блеск глаз собеседниц в том и другом случае – а ведь речь шла об общем благе. Об общем. Заинтересованности в нём я не почувствовал и у одного из менеджеров магазина – на вопрос, почему нельзя предпринять меры погашения нездорового покупательского ажиотажа, было замечено, что на осуществление этих самых (вполне конкретных) мер не поступало распоряжение владельца сети. И здесь разговор терял актуальность: менеджер – человек зависимый от воли хозяина; сам хозяин, возможно, имеет чужое гражданство, поскольку сеть пришла в Россию из-за рубежа…

Фото из Яндекс-Коллекции.
Фото из Яндекс-Коллекции.

Бог с ним, этим супермаркетом. Скажу сразу о главном. В периоды разных социальных катастроф основной удар вызова обществу со стороны внешних (социальных и природных) сил принимает на себя элита – люди, призванные управлять процессами ответа и их обученные помощники. Призванием элиты является служение своему народу. Если процессы испытаний имеют характер национального бедствия, то элитой становится весь народ – отдающий все свои силы на спасение потомства и родины.

В среде каждого народа есть и люди, равнодушные к делам общего блага, живущие исключительно шкурными рефлексами – из таких в период Великой Отечественной войны, например, получались паникёры и откровенные предатели. Страх лишиться чего бы то ни было своего, превращает этих людей в существа, готовые с хищнической жестокостью биться за сохранение привычной зоны комфорта и расширение этой зоны, биться с кем угодно – даже с соотечественниками и Родиной.

XXI век расширил возможности любого человека выражать своё отношение к миру. Гаджеты – всем в помощь. Каждый из нас на весь мир теперь может заявить мнение по любому вопросу. Это безусловное благо для самооценки желающих самооцениться оборачивается – хотелось бы этого или нет – и необходимостью выдерживать груз характеристик собственного имиджа. Другими словами говоря: если ты выбрал образ самовыражения в мире, не переходи на другую стилевую манеру – получится коряво и недостойно. Интернет помнит всё.

Вот, к примеру, какая-то часть общества России лет двадцать пять назад решила назвать себя элитой – по признаку приватизации части прежде общенародной собственности. Их дети считают себя избранными членами общества по праву рождения в собственных семьях. Изо всех сил к слою элиты клеятся менеджеры частных компаний, жёны футболистов и какие-нибудь продавцы вяленой воблы. Редко кто из самопровозглашённой элиты искренно служит обществу – а это уже уводит любое понимание проблемы в область абсурда.

Опознавательный знак всей этой публики в наши дни проявился в безмерном выкладывании автопортретов в сети. Часто селфи являются отпечатком черт лица людей и деталей особенности их тел; в некоторых случаях, однако, эти лица и тела начинают участвовать сюжетах жизни общества – делающий селфи человек, комментирует происходящее вокруг него, помещая себя в центр сцены. В период экстремальных ситуаций селфиста мало интересует суть разворачивающихся событий – он пытается ухватить лишь те их характеристики, которые наиболее оторвались от нормы жизни – те же самый пустые полки; и всё для того, чтобы наиболее выгодно обозначить факт собственного присутствия в кадре.

Но дело-то в том, что в обстоятельствах катастроф человек должен спасать пространство жизни вокруг себя – малую ли его часть; может, чуть большую. Спасать, чем может – разными поступками. Делающий селфи человек, в таком антураже становится препятствием восстановления самой гармонии жизни. Если селфи проводится на фоне безучастной демонстрации тех самых отклонений от норм, человек, получается, намеренно противопоставляет себя обществу, пытающемуся обрести состояние стабильного бытия. Социальные сети полны снимков безучастного отношения представителей «элиты» к события противостояния общества угрозам пандемии короновируса – с подписями вроде «Хочу в Италию, но не пускают из-за перекрытия Шенгена», «Пришлось дёрнуть из Женевы, теперь сижу в России», «Бо-оже! Ни Египта, ни Турции! Короновирус, будь он неладен!», «Ого! И у нас начинают пустеть полки в магазинах. Присылаю отчёт», «Хорошо, что с мужем гречку не едим. Сыр Рокфор пока на месте – можете убедиться в моём видеообзоре» и т. д.

Кто-то из этой братии занимает более активную позицию – распространяя фейки о несуществующих ситуациях (эту ниву порой пашут и журналисты); критикуя всё, что предпринимается в целях устранения угроз.

Про поддающихся панике соотечественников здесь не хочу говорить – этих людей нужно безмерно окружать оптимистической поддержкой.

****************************************************************************

Пройдёт совсем немного времени, и мир продолжит жить устоявшимися формами быта – СМИ не будут пугать теориями изведения вирусами популяции человечества, ВОЗ отменит приветствие людей исключительно через прикасание друг к другу носками туфель, спортивные ассоциации возобновят проведение соревнований и т. д. Восстановится всё – кроме статуса элит в разных странах.

В частности, и в России: уже никогда не сможет называть себя элитой та часть общества, которая, имея финансовые или другие возможности влиять на ситуацию спасения жизни граждан России от надвигавшейся на страну опасности, безучастно смотрела на развитие ситуации или открыто противодействовала усилиям спасать людей – через разжигание паники в обществе всевозможными средствами. Равнодушные и паникёры сами засветят себя. Теперь по отношению к ним будет сформулирована чёткая позиция: была экстремальная ситуация – слава Богу, не война – и эти люди повели себя предательски по отношению к Родине.

В отличие от медиков, учёных, управленцев, спасателей, военных, волонтёров – на деле доказавших высокое право считаться элитой общества России.