Дом 140 на канале Грибоедова. Чем же он интересен? В документах этого дома от 13 мая 1902 года содержится проект архитектора Б.И.Гиршовича постройки лицевого двухэтажного каменного дома.22 августа 1902 года был утвержден другой проект дома составленный тем же архитектором. Борис Ионович Гершкович является автором многих крупных зданий в Санкт-Петербурге, построенных формах поздней эклектики, модерна и неоклассицизма.
Строительство еврейского социального центра было крайне необходимым, так как в 1900 году в нашем городе проживало 20385 евреев. Помощь бедным является для евреев не сентиментальным актом, а требованием религиозного закона. Каждому еврею заповедано помогать неимущим, посещать больных, присутствовать на похоронах, утешать скорбящих по усопшим. Поэтому недалеко от синагоги ( ныне Лермонтовский пр. д. 2) на набережной канала Грибоедова 140 находились еврейские благотворительные учреждения общества пособия бедным ( ОПБ ) евреям, дешевая столовая и бассейн для ритуальных омовений (миква) вошли видные деятели Петербургской общины. ОПБ выдавало пенсии старикам, больным и калекам, временные пособия. По специальным рецептам общества еврейские аптекаря отпускали бедным лекарства бесплатно или за половину стоимости. Обеды в столовой были субсидированные: десятикопеечный (суп с мясом, каша и фунт хлеба) отпускался за 6 копеек, ценою 20 копеек (суп, жареная говядина, хлеб) был дешевле на пятак. По пятницам и субботам бесплатные обеды получали солдаты-евреи
, а в праздники все желающие. Кроме дешевой столовой в здании на канале Грибоедова находился бассейн для ритуальных омовений (миква). Раввинистические авторитеты предписывают омовение в тех случаях, когда библия требует " омыть тело водою", а также в случаях нарушения ритуальной чистоты. Постепенно обязательными остались лишь омовения невесты перед свадьбой замужних женщин, после окончания ежемесячного менструального цикла и после родов, а также как часть церемонии при переходе в иудаизм. Омовения в бане для евреев было почти священным. В банях находились разные отделения для женщин и мужчин. Женщина садится в обыкновенную ванну и за ней смотрит другая женщина.
Она следит за полной чистотой тела и проверяет даже ногти на руках и ногах. После этого женщину обтирают и она чуть чуть присаживается в священную ванну. То же самое происходит с мужчинами.
После этого муж с женой могут вести половую жизнь неделю, после чего человек считается нечистым. Процесс ритуального омовения был одним из важнейших в традиционной жизни иудеев. Этой культуре обязаны были следовать все, вплоть до грудных детей.
После 1917 года в здании, принадлежавшем общине, находились различные советские учреждения.
Фух.... Хотел написать о здании еврейских бань, а как начнешь глубже смотреть-столько интересного ... Если будут запросы, попробую продолжить.