Найти в Дзене
Калейдоскоп иллюзий

7 способов бороться с рассеянностью

Оглавление

Жил человек рассеянный
На улице Бассейной.
Сел он утром на кровать,
Стал рубашку надевать,
В рукава просунул руки -
Оказалось, это брюки…

Все мы с детства хорошо знаем эти строки. Помню, как хохотала над незадачливым товарищем в детстве, когда мне читали эти стихи, и как потом, когда читала уже сама, мне было его жаль – вот же бедняга, как же ему тяжело живется!

Алло! Это телевидение? Посоветуйте, что делать с рассеянностью! 
Фото заимствовано с сайта sunhome.ru
Алло! Это телевидение? Посоветуйте, что делать с рассеянностью! Фото заимствовано с сайта sunhome.ru

А между тем оказалось, что таких вот рассеянных на разных улицах нашей страны огромное, бесчисленное множество. Более того, сейчас отовсюду звучат разговоры о том, что современные дети стали гораздо более рассеянными и невнимательными, чем даже были мы. Рассеянность и дефицит внимания заполонили мир, как киборги в КВНовской миниатюре.

Дети не могут сосредоточиться на учебе, забывают сделать домашние задания, забывают вещи в школе и время внеурочных кружков и тренировок. Взрослые забывают о датах и сроках, делах и обещаниях.

А еще иногда потерянные наручные часы находятся в морозилке среди говяжьих стейков и кальмарьих тушек. И вот тогда ты в очередной раз радуешься, что голова не снимается и не откручивается, иначе ты бы ее обязательно где-нибудь забыла.

Самое смешное лично для меня в этой ситуации в том, что рассеянность и забывчивость никак не связаны с уровнем умственного развития людей. «Человеком с улицы Бассейной» могут оказаться и недалекие люди, и вполне умные, изо дня в день решающие сложные жизненные задачи. Тут уже не скажешь: «Дурак ты, Колька, и уши у тебя холодные».

Я сама долгое время была очень рассеянной, особенно в младшей школе и подростковом возрасте. Забывала вещи в школе, потом бегала и искала их. Забывала закрыть квартиру, когда шла гулять – благо родители, помня об этом, поставили на входную дверь защелкивающийся замок. Но и тут было не все гладко – я регулярно забывала ключи дома и отсиживалась у подружек, пока родители не придут с работы. С возрастом это прошло, но после сотрясений мозга снова стало проявляться.

У сына я вижу то же самое, что было у меня. Может по рассеянности забыть что-то совсем уж элементарное – просто потому что не фокусируется на этом и оно проходит у него в фоновом режиме практически незамеченным.

Что же делать? – спросила я себя. Как же помочь себе, в третий раз возвращающейся домой, чтобы проверить, выключен ли утюг, и своим детям, которые теряют очередную пару кроссовок или забывают об очередной контрольной? Спросим об этом всезнающих специалистов психологического цеха.

Хочу ли я? Могу ли я?... Гм... Магнолия? 
Фото заимствовано с сайта znamkaluga.ru
Хочу ли я? Могу ли я?... Гм... Магнолия? Фото заимствовано с сайта znamkaluga.ru

В психологических источниках говорят о том, что рассеянность – это проблема концентрации внимания и частично – памяти. Отсюда же и «растут ноги» у тех способов, которые призваны решить эту проблему.

1. Привычка планировать. Она отлично помогает тем, кто постоянно забывает выполнять те или иные дела. Рекомендовано планировать не только важные дела, касающиеся рабочих проектов, но и рутину. Если у вас есть список дел и привычка постоянно в него заглядывать, вы вряд ли забудете что-то из него сделать. А еще лучше пополнять списки сразу же, как только вам пришла в голову идея сделать то или иное дело – тогда вы его точно не потеряете и не забудете. И не будете чесать репку в задумчивости: вот ведь хотела же сделать что-то – а что??

2. Упорядочение. Психологи упоминают о том, что неупорядоченное пространство расфокусирует внимание, а значит – усугубляет рассеянность. Когда вокруг вас бардак, куча неразобранных документов на столе, клочки бумаги с заметками, под ногами носки мужа и кошачьи игрушки, а на полочке для книг – недопитая чашка кофе, вам гораздо сложнее сконцентрировать внимание на том, что вам нужно сделать, что вы уже сделали и чего пока не сделали, а нужно.

3. Тренировка памяти. Эта штука вообще полезна вне зависимости от того, страдаете ли вы рассеянностью или нет, - развивать память никому не рано и никогда не поздно. Существуют простые упражнения, позволяющие натренировать навык запоминания, вроде создания ассоциативных цепочек, решения головоломок, запоминания коротких и более длинных текстов или изучения какого-нибудь интересного вам слова или выражения, скажем, на десяти языках мира. Все это и тренирует память, и вообще положительно сказывается на мыслительной деятельности в целом.

В голове моей опилки, да-да-да!
Фото заимствовано с сайта blog.cognifit.com
В голове моей опилки, да-да-да! Фото заимствовано с сайта blog.cognifit.com

4. Концентрация на тех действиях, которые вы привыкли делать на автомате. Тут не всегда просто. Мозг для того и не фиксирует сознательно некоторые рутинные действия, чтобы сэкономить ресурсы и не тратить их на неважные действия. Поэтому нужно специально фокусироваться на том, что делаешь, и отмечать это действие у себя в памяти, или проговаривая его (если вы аудиал), или создавая в голове яркий образ, связанный с ним (если вы визуал), - например, образ горящего утюга, когда вы его отключаете (так вы точно не забудете), или выполняя какое-то несложное движение рукой, чтобы заякорить в памяти (если вы кинестетик) – я обычно щелкаю пальцами, а потом по такому же щелчку мне приходит картинка, сделала я или нет.

5. Визуальные напоминания. Это могут быть какие-то предметы, напоминающие вам о чем-то. Например, если вы работаете в комнате или смотрите фильм, а у вас в духовке мясо, и духовка без таймера, и вы боитесь о нем забыть, принесите в комнату что-то из кухни, что будет привлекать ваше внимание – большую яркую чашку, банку, прихватку и т.п.

6. Чек-листы. Это что-то родственное планированию, но не совсем. Чек-листы позволяют освободить голову от необходимости помнить какие-то последовательности, но при этом выполнять их и не забывать. Например, чтобы дети в младших классах постепенно приучались складывать всё необходимое для учёбы сами, а не забывать половину тетрадок дома, можно составить для них несколько простых чек-листов вроде «что нужно сделать перед выходом в школу» или «что нужно класть в ранец для каждого урока». Работает.

7. Правило двух минут. Хорошо для небольших рутинных дел, которые не требуют серьезной подготовки. Принцип прост: если дело требует немедленного выполнения и на него тратится менее двух минут, делайте его тут же, как о нем подумали. Тогда вы будете уверены, что эти мелочи выполняются сразу же и не накапливаются, погребая вас под своим грузом и вызывая очередной приступ забывчивости и рассеянности.

Есть ли у вас какие-либо свои способы бороться с рассеянностью? Поделитесь в комментариях.

Впервые этот крик о рассеянности я опубликовала на своей стене в ВК. Заходите в гости, будем дружить!

Если статья была полезна вам, дайте обратную связь лайком и подписывайтесь на канал - впереди много интересного.