Найти в Дзене

Гречка, доширак, туалетная бумага – коронавирусный психоз

Если бы существовал градусник, измеряющий тревожность, то у людей в очередях за гречкой и мягкими рулончиками он показал бы критические значения. Их поведение иррационально только на первый взгляд. Здравому уму понятно, что товары первой необходимости никуда не исчезнут – их производство бойко крутится где-то поблизости, вознося при этом молитвы вирусу, неожиданно принесшему им сверхприбыли. И цены не вырастут в разы, так как власти, ради поддержания имиджа, потребуют у сетей ограничить ценовую алчность. Люди в очередях это более или менее осознают, но на всякий случай все-таки набивают тележки. Почему? Психология знает ответ. В ситуации неконтролируемого стресса, когда тревога затапливает человека с головой, он, как за соломинку, хватается хоть за какую-нибудь видимость контроля, которая все еще остается в его руках. Либо такой контроль изобретает, находя его в абсурдном на первый взгляд поведении. Но таким образом все же, как говорят, субъективирует управление положением. Шопинг –

Если бы существовал градусник, измеряющий тревожность, то у людей в очередях за гречкой и мягкими рулончиками он показал бы критические значения. Их поведение иррационально только на первый взгляд. Здравому уму понятно, что товары первой необходимости никуда не исчезнут – их производство бойко крутится где-то поблизости, вознося при этом молитвы вирусу, неожиданно принесшему им сверхприбыли. И цены не вырастут в разы, так как власти, ради поддержания имиджа, потребуют у сетей ограничить ценовую алчность.

Люди в очередях это более или менее осознают, но на всякий случай все-таки набивают тележки. Почему? Психология знает ответ. В ситуации неконтролируемого стресса, когда тревога затапливает человека с головой, он, как за соломинку, хватается хоть за какую-нибудь видимость контроля, которая все еще остается в его руках. Либо такой контроль изобретает, находя его в абсурдном на первый взгляд поведении. Но таким образом все же, как говорят, субъективирует управление положением.

Шопинг – этот подростковый пубертат

Давайте привлечем сравнение из возрастной психологии. Самым первым мощным стрессом в жизни подрастающего человека является подростковый период - созревание, новые влечения, потребности. При том, что отношение к стремительно меняющемуся индивидууму в семье, со стороны взрослых, остается по большей части прежним – унизительно помыкающим, как будто сегодняшний тинейджер по-прежнему должен оставаться тщательно опекаемым ребенком без собственных прав и свобод. Яростно протестуя против такого положения, которое как раз и является неконтролируемым стрессом, молодой организм «на коленке» изобретает средства этот контроль хоть как-то взять в свои руки. Именно из этой неосознаваемой потребности взрываются подростковые бунты, сбегания из дома, непослушание, грубость родителям и прочее. Вчерашний ребенок создает для себя новое поведение, которым может управлять всецело сам. Таким способом он снижает высокий уровень тревожности, который создал в нем пубертат. Если с родителями повезло, и они интуитивные, либо подготовленные педагоги, психологи, процесс проходит мягко. Во всех прочих случаях последствия – непредсказуемы.

Очереди паникеров с тележками – это такой бунт не слишком взрослого эмоционального сознания больших, но инфантильных пап и мам, против всей этой ситуации неконтролируемого страха, который они не могут побороть разумными средствами. Их эмоциональная часть мозга в своей бессмысленной лихорадочной активности подавляет попытки мыслящей части адекватно оценить ситуацию.

И это, как в капле воды, отражает психологию толпы, которая, будто весеннее половодье, сметает все на своем пути. Пройдет месяц-два, и сегодняшние ашан-шопоголики будут озадаченно смотреть на залежи ненужных товаров, как некогда не могли взять в толк, зачем накупили бытовой техники в кризис. Но инфантильное сознание ничему не учится. Зачем, главное – успеть в очередь!