Найти тему
Ghost Scepter

Комедийный артхаус Аки Каурисмяки

Приветствую вас на канале GS/.

Пересечение двух жанров в кино не редкость. Это можно отнести и к авторскому кино. Хотя конечно пересечение не ограничивается 2 жанрами, их может быть намного больше. Как по мне, хорошие артхаусные комедии снимают в Финляндии. По сравнению с другими странами, тут это число больше в разы. Для первого обзора я выбрал режиссера Аки Каурисмяки.

Ну а пока на улице еще дует прохладный ветер, можно насладиться артхаус комедиями прямиком из Финляндии, за чашечкой кофе после работы.

Для тех кто только узнал о нашем канале, советую посмотреть предыдущие статьи : Ghost Scepter/.

Драма или комедия?

1. Ариэль

Таисто, шахтёр из Лапландии, остаётся без работы, и, чтобы хоть как-то свести концы с концами, перебирается в столицу - Хельсинки. Скоро он на собственной шкуре познаёт прелести босяцких ночлежек и камер предварительного заключения. Именно так, с непарадного подъезда, встречает его «капиталистический рай». Бездомная жизнь делает из провинциального обывателя и неудачника анархиста и заправского гангстера. Таисто попадает в тюрьму и спасается бегством, которое организовывает ему случайная подруга – Ирмели – всё понимающая мать-одиночка…

Кадр из фильма.
Кадр из фильма.

Социально-пролетарская драма о финских реалиях преобразуется сначала в физиологический очерк быта и нравов хельсинских предместий, населённых отбросами общества и романтическими изгоями, затем в комедию, а потом и вовсе в сказку-утопию. Щемящая безысходность и тоска, присущая поэтике «финского Джармуша», с бесстрастной интонацией обнажает скрытый темперамент, спонтанность и юмор героев-аутсайдеров, солидарных в беде. Несмотря на жанровую эволюцию внутри фильма, Каурисмяки демонстрирует единство стиля.

Кадр из фильма.
Кадр из фильма.

А повторяемость событий показывает обречённость персонажей и закономерность их бегства из враждебного мира. Одинокие существа осознают почти экзистенциальную необходимость жить и нести свой крест, а если и переступают рамки закона, то совершенные ими преступления всякий раз оказываются спровоцированными социальными условиями. В следующем фильме Каурисмяки («Девушка со спичечной фабрики») этот мотив будет усилен в ещё большей степени, представив не просто трагическую, но уже безысходно-беспросветную ситуацию.

2. Я нанял убийцу

Француз Анри Буланже, проживающий на замусоренной и неприглядной окраине Лондона, после 15 лет тоскливой работы в отделе регистраций попадает под сокращение. Попытка свести счёты с жизнью заканчивается неудачей: вырывается сделанный для петли гвоздь. Тогда Анри обращается в некое агентство «добрых услуг» и нанимает киллера, который должен помочь ему отправиться на тот свет. Однако уже на следующий день жизнь поворачивается к Анри солнечной стороной: он влюбляется в разносчицу цветов и впервые пробует виски, находя этот напиток прекрасным. Но теперь возникает другая проблема: от услуг наемного убийцы отказываться уже поздно – механизм запущен, контракт расторгнуть невозможно…

Кадр из фильма.
Кадр из фильма.

Подробное бытописание рутинных будней постепенно преобразуется в мелодраму с элементами чёрного юмора и продолжает эволюционировать в сторону триллера с непредсказуемой развязкой. Оторванный от родной почвы финский режиссёр не ощущает себя ущербным и, снимая английский фильм с французским актёром, предлагает, по сути, универсальную модель грустной трагикомедии об абсурде жизни и одиночестве.

Кадр из фильма.
Кадр из фильма.

Он находит почти концептуальное применение актёру Жану-Пьеру Лео, альтер его Франсуа Трюффо, с течением лет утратившему былое обаяние, да и просто элементарную привлекательность. Но даже обращаясь к жанровому кино с европейской звездой (пусть и закатившейся), Каурисмяки на самом деле делает всё тот же финский фильм о неприкаянности маргиналов. Через семь лет украинский режиссёр Вячеслав Криштофович снимет фильм «Приятель покойника» с весьма перекликающимся сюжетом, что лишний раз подтвердит жизненную актуальность и художественный потенциал идей Каурисмяки.

3. Тени в раю

Едва забрезжит рассвет над заливом, большие неповоротливые мусоровозы сине-белой раскраски флага Суоми сонным роем выползают из гаража, начиная монотонный отсчет очередного дня обыденной жизни холостяка Никандера. Грустная романтика одинаково серых баков и задумчиво жующих отходы прессов замедляет течение времени, и шутки про «горрря-я-ячих фи-и-инннских парррне-е-е-й» выглядят не такими уж беспочвенными. В мире Каурисмяки все происходит неспешно. Здесь даже дебоширят и бьют морды с какой-то необъяснимой размеренной философичностью.

Кадр из фильма.
Кадр из фильма.

Синий комбинезон, будто тюремная роба, автоматически прибавляет сотню очков к маргинальности. Яичница утром, бухло вечером – циклично бытие, когда меланхолия давно превратилась в кредо, а живая женщина кажется чем-то далеким и чужеродным. И только она – робкая и чистая, лукавая и жестокая, Ее Величество Любовь – способна выбить из накатанной колеи. Только встреча с королевой кассового аппарата, такой же одинокой и социально дезориентированной, может разжечь потухшие угольки души мрачного мусорщика.

Кадр из фильма.
Кадр из фильма.

И он будет вести себя, как школьник, будет взволнованно искать в шкафу пыльный выходной костюм, будет дарить цветы, будет каждый раз смотреть на нее взором опешившего муфлона, будто видит в первый раз. Впрочем, не тот темперамент у жителей Скандинавского полуострова, чтобы подобная история могла источать эйфорию сюжетных интриг и художественной пышности. Да и юмор столь специфичен, что даже не черный и не фиолетовый в крапинку, а того странного оттенка, который получается, если смешать пластилин всех цветов в наборе. Легкость и искрометность? Сладкий ромком про одинокие сердца? Увольте. Только говновозы, только хардкор.

Спасибо за просмотр!