11 марта 2020 Всемирная Организация Здравоохранения объявила о пандемии коронавируса. Меры, предпринимаемые государством для сдерживания коронавируса, больно бьют по бизнесу: ограничен ввоз/вывоз продукции, установлен запрет въезда/ выезда, отменяются мероприятия. Кто должен нести за это ответственность? Как можно сократить убытки - именно такой вопрос задает бизнес сегодня.
Нарушение принятых обязательств влечет ответственность, если только нарушение не возникло в связи с обстоятельствами непреодолимой силы (форс-мажор). Признание коронавируса и ограничений, предпринятых властями для противодействия распространению пандемии, форс-мажором, позволяет освободить от ответственности предпринимателей.
Признание того или иного обстоятельства форс-мажором является полномочием суда и не означает, что сторона вправе не исполнять любые обязательства по причине вспышки вируса.
Сложившаяся на сегодня судебная практика говорит, что отсутствие денежных средств прямо исключено из обстоятельств непреодолимой силы, даже если это отсутствие вызвано эпидемией.
В качестве доказывания события форс-мажора может быть использован сертификат Торговой промышленной Палаты РФ. Так, согласно информации с официального сайта Торговой промышленной палаты России, палата уже начала признавать текущую ситуацию с коронавирусом форс-мажором в отношении внешнеторговых сделок.
Эти же обстоятельства суд может признать форс-мажором при разрешении споров между российскими предпринимателями.
Следующим доказательством наступления события являются акты органов государственной власти, так Указом мэра Москвы Собянина С.С. от 14 марта 2020 г. № 2 УМ было установлено, что распространение коронавирусной инфекции (2019-nCoV) является в сложившихся условиях чрезвычайным и непредотвратимым обстоятельством, повлекшее введение режима повышенной готовности. Аналогичные акты изданы во всех регионах страны. Значит ли это, что факт форс-мажора установлен?
Акты органов субъектов РФ не могут быть основанием для освобождения от ответственности от исполнения принятых обязательств, они могут быть рассмотрены судом при возникновения спора в качестве одного из доказательств наличия обстоятельств непреодолимой силы.
Более того, введение режима повышенной готовности не свидетельствует о фактическом наступлении чрезвычайной ситуации, не были введены ограничительные мероприятия (карантин),в связи с распространением опасных инфекционных заболеваний, поэтому в каждом конкретном случае суд будет оценивать причинно-следственную связь между коронавирусом и неисполнением обязательств.
В случае, если исполнение ваших обязательств находится под угрозой из-за коронавируса или ограничительных мер, предпринятых властями, то можно рекомендовать следующее:
1) Обратиться на горячую линию в Торговую Промышленную палату России за консультацией https://tpprf.ru/ru/news/otkrytie-goryachey-linii-dlya-predprinimateley-i350961/ ;
2) Обратиться в Торговую промышленную палату РФ с заявлением о получении сертификата о форс-мажоре, срок выдачи сертификата составляет 14 дней с момента предоставления заявителем комплекта документов, необходимых для его оформления, более подробная информация https://uslugi.tpprf.ru/ru/services/32772/;
3) Получить от контрагента сертификат о том, что неисполнение обязательств связано с форс-мажором (на случай, если контрагент является посредником и имеется необходимость внесения изменений в договор с конечным заказчиком);
4) Внести изменения в договор о том, что коронавирус и ограничительные меры, предпринимаемые властями, являются форс-мажором;
5) Письменно уведомить контрагентов о сложившейся ситуации и мерах, которые предпринимаются для исполнения договора и минимизации убытков;
6) Внести изменения в договор в части сроков исполнения;
7) Предпринять меры по поиску альтернативного способа исполнения договора;
8) Документировать весь ход переговоров и достигнутых договоренностей с контрагентом, в том числе, со ссылками на акты, изданные органами власти.