20 марта 1897 года скончался поэт Аполлон Майков. Среди литературоведов бытует мнение, что его жизненный путь был светлым и ровным, лишенным гонений, врагов и борьбы. Были стихи, книги, путешествия, семейные радости, слава. Но внутри, не с внешней стороны, а в глубине своего творчества поэт прошел путь от любопытства и восторгов по поводу жизни вездесущих древних греков и римлян к размышлениям и боли душевной за судьбу своей страны и народа, к осмыслению российской действительности, истории народов, живущих в России.
Наверное, это влечение было предопределено теми корнями и родственными связями семейства, где появился на свет в Москве будущий поэт и государственный деятель — древний род поэта был богат талантливыми людьми. В XV веке жил известный русский богослов Нил Сорский, а во времена Екатерины творил поэт Василий Майков, отцом его был академик живописи, и все остальные родственники творили, рисовали, создавали.
В детстве поэт часто жил в подмосковном имении — в деревне Чепчиха (вблизи нынешнего Солнечногорска), а в 1834 году семья переехала в Петербург, где в 1837–1841 годах Аполлон Николаевич Майков учился на юридическом факультете Санкт-Петербургского университета. Выпустив первую книгу стихов, он получил пособие на поездку за границу, а вернувшись, успевал во всех поприщах — написал кандидатскую диссертацию о древнеславянском праве, служил в Министерстве финансов и был помощником библиотекаря в Румянцевском музее, состоял в Санкт-Петербургском комитете цензуры и был произведён в действительные статские советники, а в 1874 года и до конца жизни являлся еще и членом особого отдела учёного комитета Министерства народного просвещения.
Должностей и государственных дел хватало, но Майкова, как всякого поэта и художника, интересовали вечные вопросы бытия. Он размышлял о развитии цивилизаций, его занимали судьбы нашей страны, ее прошлое и настоящее, ее роль и историческая миссия — спасительницы всей европейской цивилизации от гибели, преградившей путь полчищам Батыя. Эта мысль отразилась в сборнике его стихов «1854 год», который точно отразил мировоззрение Майкова в то время, когда он отрицал принципы цивилизации Западной Европы. А в своей лирике поэт постоянно создает образы русской деревни, природы, русской истории, в течение четырёх лет переводит в поэтической форме «Слово о полку Игореве», окончив перевод в 1870 году.
Но было еще одно стихотворение Аполлона Майкова, которое стало известно всей России и к которому написали в свое время музыку более 20 русских композиторов. Это «Колыбельная песня», в которой нет ни слова ни о судьбах цивилизаций, ни об исторической миссии, а есть много любви и света в подарок от мироздания, которое сумел уловить поэт Майков — «...В няньки я тебе взяла ветер, солнце и орла...»
«Кроет уж лист золотой
Влажную землю в лесу...
Смело топчу я ногой
Вешнюю леса красу.
С холоду щеки горят;
Любо в лесу мне бежать,
Слышать, как сучья трещат,
Листья ногой загребать!
Нет мне здесь прежних утех!
Лес с себя тайну совлек:
Сорван последний орех,
Свянул последний цветок;
Мох не приподнят, не взрыт
Грудой кудрявых груздей;
Около пня не висит
Пурпур брусничных кистей;
Долго на листьях, лежит
Ночи мороз, и сквозь лес
Холодно как-то глядит
Ясность прозрачных небес...
Листья шумят под ногой;
Смерть стелет жатву свою...
Только я весел душой
И, как безумный, пою!
Знаю, недаром средь мхов
Ранний подснежник я рвал;
Вплоть до осенних цветов
Каждый цветок я встречал.
Что им сказала душа,
Что ей сказали они —
Вспомню я, счастьем дыша,
В зимние ночи и дни!
Листья шумят под ногой...
Смерть стелет жатву свою!
Только я весел душой —
И, как безумный, пою!»
1856
В основе этой статьи лежит серия материалов, опубликованная на сайте проекта «Поэтические места России».