Найти в Дзене
Пряжка

Тайны британской разведки МИ-6: как подыскивали исполнителей для покушения на Гейдриха в 1942 году?

Задача отыскать одного или двух мужчин, которые могли бы ликвидировать Гейдриха, вначале казалась почти невыполнимой. Чешские политики в Лондоне были поглощены по большей части бесконечной борьбой за посты во Временном правительстве.

В Англии находились храбрые и патриотически настроенные чехи, служившие в истребительных и бомбардировочных подразделениях Королевских ВВС, но Министерство авиации никогда их не отпускало для участия в сторонних миссиях.

Выбор сузился до единственной пехотной бригады численностью около 2500 человек, стоявшей лагерем близ Чолмондели. Чешские солдаты почти не говорили по-английски и имели мало интересов за пределами лагеря.

Каждая передача, поездка или мелочь становились новостью, предметом обсуждения и анализа. В целях досмотра в личном деле бригады содержалось только то, что каждый человек рассказывал о себе или, в редких случаях, о других людях, которых он знал раньше, дома.

Не было никакой возможности проверить полицейские досье, провести фоновую или соседскую проверку или иным образом получить независимую проверку лояльности.

При таких обстоятельствах надо отдать должное генералу Ингру, министру обороны в изгнанном правительстве, генералу Моравецу и их подчиненным, что из 153 парашютистов, прилетевших из Англии и сброшенных в Чехословакию, только трое оказались перебежчиками.

Сколько людей должны были бы знать о готовящейся операции? Президент Бенеш, генерал Ингр, генерал Моравец и его заместитель подполковник Страгмюллер, а также майор Фрик, начальник оперативного отдела.

Из них президенту Бенешу и генералу Ингру нужно было знать только цель операции и имена людей, избранных для ее осуществления.

Другие, требующиеся для инструктажа, обязательно знали бы, что некоторые люди въезжают в Чехословакию для осуществления тайных действий, но не имели бы точного намерения.

Фото 2. Генерал Франтишек Моравец
Фото 2. Генерал Франтишек Моравец

Понадобятся четыре инструктора, специалисты соответственно в парашютной работе, в рельефе местности, в прикрытии, документации, одежде и снаряжении, а также в технике коммандос.

В этой тренировке примут участие несколько британских офицеров, представителей МИ-6. Экипаж самолета, перевозившего этих людей в Чехословакию, должен был знать, куда и когда они летят, но не знал ни их личности, ни миссии.

И, наконец, можно было ожидать, что большое число людей в бригаде, лично знакомых с кандидатами, будут делать предположения различной степени точности по мере того, как будут продвигаться приготовления к убийству.

Поскольку число лиц, которые были бы частично или полностью информированы, было неизбежно слишком велико, было важно, чтобы люди, наконец выбранные, были столь же сдержанны, сколь и храбры.

Из 2500 чешских солдат в бригаде около 700, большинство из которых были добровольцами, уже занимались парашютной подготовкой под британским руководством.

Два офицера были приписаны к бригаде, один к парашютистам, а другой к наземным войскам, якобы в качестве помощников, но на самом деле в качестве корректировщиков. Эти два офицера знали только, что им предстоит выбрать лучших кандидатов для опасного задания.

Люди, рекомендованные наблюдателями, были опрошены поодиночке подполковником Страгмюллером. Некоторые из них были спрошены, будут ли они добровольно проходить специальную подготовку.

Почти все приглашенные согласились, и их послали группами по десять человек для интенсивной физической подготовки и тщательного обучения тактике коммандос-использованию широкого ассортимента стрелкового оружия, изготовлению самодельных бомб, джиу-джитсу, прикрытию и маскировке и всему остальному.

Фото 3. Ян Кубиш
Фото 3. Ян Кубиш

Во время этого интенсивного просеивания команды из десяти человек находились под пристальным наблюдением. Необходимо было найти не только самых храбрых и способных, но и поскольку было решено, что убийство совершается вдвоем, - тех, кто лучше всего работает в паре.

В игру вступали и другие соображения: например, люди из Праги автоматически устранялись из-за опасности быть узнанными по прибытии.

К этому времени выбор сузился до восьми человек в вдвое меньшем количестве групп. Генерал Моравец регулярно посещал эти четыре группы вместе со всеми остальными.

По его приказу инструкторы отвели восемь кандидатов в сторону по одному и передали каждому по кусочку сочной, состряпанной информации с предупреждением никому об этом не говорить. Каждый лакомый кусочек был особенным.

Вскоре распространились два новых слуха, и двоих пришлось исключить из группы. Еще двоих вскорости «комиссовали» по состоянию здоровья.

Генерал Моравец допросил остальных четверых. Двое из них, не связисты, выдержали все испытания. То были хорошие друзья. Их звали Ян Кубиш и Йозеф Габчик.

Кубиш родился в Южной Моравии в 1916 году. После десяти лет учебы он пошел работать электриком. Он служил в чешской армии с 1936 года, а в 1940 году воевал во Франции. Находился в отличной физической форме. Медлительный в движениях, молчаливый и настойчивый, он был также умен и изобретателен.

Габчик был на год моложе Кубиша. Сирота с десяти лет, он тоже бросил школу в шестнадцать. Проработав четыре года механиком, он в 1937 году поступил на службу в чешскую армию. В 1940 году во Франции ему подарили крест-де-Герр. Он был сильным и коренастым, отличным футболистом и, как и Кубиш, худощавым.

Фото 4. Йозеф Габчик
Фото 4. Йозеф Габчик

Его голубые глаза были выразительны, а все лицо необычайно подвижно. Талантливый и умный, добродушный, жизнерадостный даже в напряженных или раздражающих обстоятельствах, откровенный и сердечный, он был прекрасным противовесом более спокойному, более замкнутому Кубишу.

Оба мужчины прошли через тяжелую тренировку без болезней и жалоб. Оба бегло говорили по-немецки. Оба были отличными стрелками.

Генерал Моравец говорил с каждым из них отдельно. Он объяснил, что у этой миссии была одна цель - убить Гейдриха. Он подчеркнул каждому из молодых людей большую вероятность того, что его поймают и казнят.

Побег из окруженной Чехословакии после убийства Гейдриха был бы практически невозможен. И выживание любого из них, скрывающегося внутри страны до окончания войны, было крайне маловероятным. Скорее всего, оба они будут убиты на месте преступления.

Хотя ни у одного из них не было родственников или друзей в Праге, у обоих были родственники в сельской местности, и генерал напомнил им о том, что случилось с семьей чеха, посланного из Лондона с успешной тайной миссией в Италию.

Каким-то образом гестапо установило его личность и расстреляло всех его родственников в Чехословакии, даже двоюродных и троюродных братьев.

Вот почему принятие этой миссии почти наверняка означает принятие смерти - возможно, очень болезненной и унизительной смерти…

Сначала Габчик, а потом и Кубиш согласились, задумчиво, но без колебаний и бравады. Оба тихо гордились тем, что их выбрали. Затем генерал собрал их вместе и объяснил, что с этого момента они будут отделены от всех остальных, а окончательные приготовления будут проводиться в строжайшем уединении.

Если бы в какой-то момент кто-то из них почувствовал, что не может совершить убийство, он был обязан по долгу и чести сказать об этом немедленно, без ложного стыда. Оба выразили свое согласие на участие в операции…

(Продолжение следует...)

При подготовке публикации частично использованы материалы отчета «Покушение на Рейнхарда Гейдриха» Р. С. Джаггера.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

1. Операция «Антропоид» (часть 1). Послужной список главного «отморозка» СС Рейнхарда Гейдриха

2. Операция «Антропоид» (часть 2). Выбор жертвы: почему чехам была выгодна смерть Гейдриха?..

3. Развязка покушения на обергруппенфюрера СС Гейдриха в архивных фото. Рассказывают военные историки… (Операция «Антропоид», часть 4)

Понравилась статья? Будем рады Вашим лайкам и комментариям. Подписывайтесь на наш канал )))